Posted 2 апреля 2016,, 05:00
Published 2 апреля 2016,, 05:00
Modified 2 марта 2023,, 15:58
Updated 2 марта 2023,, 15:58
Объяснить, что происходит с пермскими дорогами этой весной, и рассказать об «отношениях по гарантии» Properm.ru попросил главного инженера МКУ «Пермблагоустройство» Матвея Чувашова.
— В этом году «март» наступил раньше на месяц, и предугадать проблемы было невозможно. Перепады температур, осадки — все это влияет на состояние дорог. Но в том, что умирают и старые дороги, и новые, гарантийные, виновата, конечно, не только погода. На состояние влияет совокупность факторов.
Первый: есть проблема с изношенностью оснований пермских дорог. Примерно с 1994 по 2007 годы в Перми у дорог был некий застой, когда ремонт вообще не производился, не решались проблемы с водоотводом. Город не уделял дорогам вообще никакого внимания 15–20 лет, были пропущены все межремонтные сроки и не была обеспечена несущая способность дорожных одежд, когда можно было где-то за счет дополнительных слоев обеспечить упругость покрытия. Сейчас мы пытаемся восстановить хотя бы покрытие на автомобильных дорогах, но понимаем, что если эта дорога, ее основание, были предназначены под гужевую повозку, а по ней сейчас идет тяжеловесный трал, то это конец.
Каждый год мы пытаемся усовершенствовать систему дорожного ремонта. Весь положительный опыт применяем дальше, в некоторых ситуациях приходится откатываться назад. К примеру, гарантия на 5 лет. У дороги нет нормального основания, на нее укладывается несколько слоев асфальтобетона, а контракт с подрядчиком гласит, что он должен пять лет за свой счет это ремонтировать. Даже суд на эти требования заявил: «На что вы требуете гарантийные обязательства, если вы не создали условий для того, чтобы объект существовал пять лет». Поэтому сейчас гарантия в 5 лет распространяется только на те объекты, где производится капитальный ремонт с заменой основания дороги. На всех остальных объектах — 3 года, на ямочный ремонт — 2 года.
Второй: под нашими дорогами лежит огромное количество коммуникаций. При этом значительная часть из них имеет серьезные возраст и усталость, как следствие — их массовый выход из строя в последние годы и раскопки для устранения аварий. Состояние дорог после раскопок зачастую очень плачевный. Сетевики после раскопок стараются все сделать правильно и по технологии, но подрядчиков, естественно, нанимают подешевле, а работы таких подрядчиков-однодневок на лицо. Такие подрядчики умудряются поставить бракованные смеси (у сетевиков ведь нет дорожных лабораторий, где можно проверить качество), либо на толщине покрытия сэкономят. Выборочно проанализировали в этом году пять раскопок после сетевых компаний — ни на одном объекте толщина не совпала. Готовим иски, и если сами сетевики не отработают эти места, придется требовать этого через суд.
Надеемся, что 2016 год будет прорывом в отношениях городского благоустройства и сетевых компаний. Мы внесли изменения в правила благоустройства, обзавелись кучей договоров, чтобы сетевики восстанавливали те дороги, где проводили раскопки. Мы закрепили за собой право проводить проверку материалов, конструкций, слоев, которые они сделали — то, что мы делаем для себя. Понятно, что зимой они закопать по технологии не могут, но и там прибраться за собой надо: плиты, правильные кромки, отсутствие стыков и перепадов, холодный асфальтобетон. И с наступлением тепла на этом месте навести 100% порядок.
Третий фактор — материалы. В предыдущие годы мы максимально ужесточали к приемке материалов, которыми выполняется текущий и капитальный ремонт. Но поняли, что не во всех случаях ужесточения работают. Проводили массу консультаций с кафедрой автомобильных дорог ПНИПУ, делали эксперименты и наблюдения, и в итоге пришли к выводу, что не все те позиции, соблюдения которых требует ГОСТ как минимальные или максимальные требования, действительно необходимы на территории Пермского края.
К примеру, мы долго наблюдали за смесями, которые использовали при ремонте «Альянс АиО». Они делали все по ГОСТу, но по факту асфальт через 2 года начинал выкрашиваться. Добавляли битума, как написано в ГОСТе, капля в каплю, процент в процент. Но в ГОСТе зафиксировано минимальное значение, и по факту надо было увеличивать его количество. Попробовали: смеси стали более жирные и пластичные, они при этом впитывают меньше влаги, и как следствие меньше разрушаются.
Мы разработали внутренние регламенты, которые дают нам необходимое качество выполнения работ, мы внесли поправки, которые важны для достижения максимального результата с использованием наших местных материалов, т. к. наши битум и щебень весьма специфичны. И в ряде случаев действительно добились лучшего результата: асфальтобетоны получились немного «мягче», они не так сильно реагируют на перепады температуры.
Если пробежаться по списку объектов дорожного ремонта, который производился с 2012 по 2015 год (гарантийный сроки еще действуют), видно, что отремонтированные улицы, с разным сроком гарантии находятся в самом разном состоянии.