Posted 7 апреля 2016,, 10:30
Published 7 апреля 2016,, 10:30
Modified 2 марта 2023,, 15:56
Updated 2 марта 2023,, 15:56
Я помню пермский речной вокзал живым с толпами трудящихся, спешащих к кассам или сидящих с котомками в зале ожидания на откидных креслах. Потом наступил период 90-х и я, в уже в бывшем речном вокзале, раздербаненном на многочисленные ларьки и магазинчики, покупал «стенку», кажется американского производства.
Спустя десятилетие я пришел на вокзал, когда в него вселился музей современного искусства «PERMM». Для своего времени решение абсолютно блестящее и рациональное.
Справка. Строительство Пермского речного вокзала начлось в 1930 году по проекту архитектора А.З. Гринберга. В 1937–38 годах в первоначальный проект внесены некоторые изменения, касающиеся, в основном, отделки фасадов. Вокзал был сдан в эксплуатацию 6 ноября 1940 года с недоделками — отсутствовали лестницы и крыльца, вход с западного фасада, портики северного и западного фасадов. Крыльца и лестницы достроили в 1941 году, от портиков было решено отказаться. Тем не менее, по своим размерам, комфортабельности и архитектурному оформлению вокзал занимал второе место в СССР после Химкинского речного вокзала в Москве. В годы Великой Отечественной войны в здании вокзала размещался мобилизационный пункт и военная комендатура. Зал ожидания использовался под танцплощадку. С 1991 года здание перестало использоваться в качестве вокзала и часть помещений вокзала (до 50% площади) сдаются в аренду коммерческим структурам. В 2009 году здесь открылся Музей современного искусства. Памятник архитектуры 1940-х годов с оригинальным использованием элементов классических ордеров в оформлении фасадов, является градостроительным акцентом набережной Камы. |
Во времена культурной революции в Перми внутри помещений вокзала был проведен ремонт, восстановлены коммуникации, сделана временная перепланировка внутреннего пространства. И хотя ремонт аварийных фасадов был отложен на неопределенный срок, музей вдохнул в вокзал новую жизнь. Роскошные интерьеры и объемы залов поражали посетителей.
В это же время стали разрабатываться проекты реконструкции здания, поскольку было понятно изначально, что техническое состояние вокзала ее настоятельно требует. Несмотря на это один из проектов реконструкции был по какой-то причине отклонен центром охраны памятников. По некоторым данным, проект предполагал незначительное превышение высотности по кровле.
С окончанием периода пермской культурной революции, весной 2014 года, музей современного искусства вывели из здания в связи с его аварийным состоянием и определили в ссылку в арендованный торговый центр на площади Дружбы.
Общественность ожидала быстрой и скорой реконструкции здания. Надежды оказались тщетны. Жизнь в здании замерла. Небольшое шевеление началось весной 2015 года — рабочие выломали окна и повыбрасывали из них остатки интерьеров.
С тех пор уже год здание зияет пустыми глазницами окон, открытое всем ветрам и дождям. Обычно после нескольких лет простоя и разрушения под действием погодных условий, а иногда и от внутренних поджогов бомжами, здание сносится и на его месте строится новодел из стекла и бетона. В таких случая на стене размещается табличка, сообщающая, что «памятник архитектуры» находится под охраной государства.
Проекты реконструкции вокзала менялись как перчатки, равно как и многочисленные подрядчики. А здание тем временем продолжает разрушаться.
Заглянем же и мы во внутрь этой «жемчужины пермской набережной». Посмотрим, что осталось от былой роскоши речных ворот Перми, найдем следы культурной революции и отметим безвозвратные утраты последнего времени.
Фото: Алексей Старков и Снежана Карпович