Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Афиша
11 июля 2011, 11:11

Намгар: «Воздух чистый, река красивая и люди другие»

Намгар: «Воздух чистый, река красивая и люди другие»
Бурятская исполнительница, объездившая с фольк-концертами полмира, выступила на фестивале «Движение» в Хохловке.

В Пермь Намгар приехала с мужем и бессменным участником группы Евгением Золотарёвым и барабанщиком Александром Маевским. Несмотря на свои профессиональные достижения, Намгар оказалась очень скромной и открытой женщиной. Певица рассказала Properm.ru о своем детстве, творчестве и образе жизни.

Кто придумывает и делает Вам такие необычные наряды и прически для сцены?
— Где-то сама, где-то у нас есть очень хороший известный художник Даши Намдаков. Он скульптор, но помимо этого рисует. Это его эскизы. (Работы художника выставлялись в Третьяковской галерее, вошли в собрания Государственного Эрмитажа, Государственного музея искусства народов Востока, Российского этнографического музея, Музея современного российского искусства, Тибет-Хауса (Нью-Йорк), Музея искусств (Гуанчжоу, Китай)).

Вы работаете с народным фольклором. В нем содержится множество различных поверий, примет, обрядов. Используете их в жизни, концертной деятельности?
— Пока еще до этого мы не дошли. Это очень серьезно. Что касается шаманских обрядов, то я вообще боюсь к ним даже близко подходить, потому что это на самом деле очень серьезно. В Бурятии, если затрагивается шаманская тема, то обязательно идут к местному сильному шаману и берут разрешение на проведение обряда, чтобы это не коснулось будущего человека. Хотя, говорят, что хороводные ёхарные песни, которые я тоже исполняю, пошли еще с шаманских обрядов. Когда целая семья отправлялась к шаману, вставала вокруг шаманского костра, все держались за руки и двигались по солнцу.

Может быть, есть народная мудрость или изречение, которым руководствуетесь в жизни?
— Для нас очень свято все живое, мы очень бережно относимся к природе, ничего не выкидываем. Ни один бурят никогда не выбросит что-нибудь на улицу. У нас есть священные места, ими могут быть горы, деревья, река. Мы верим, что там есть хозяин. И это отношение к природе передается среди бурят от поколения к поколению. Также большим грехом у нас считается отдавать своих близких: детей в детский дом или бабушек в дом престарелых.

Во время выступления Намгар не только пела, но и музицировала на варгане и чем-то, похожем на гусли. Как выяснилось за кулисами, это была ятага — национальный бурятский музыкальный инструмент. На изготовление одной ятаги уходит несколько месяцев, так как в ней используются только природные материалы: дерево, кожа питона, конский волос.

Вы первый раз в Перми?
— В Перми да, первый раз. Мне здесь (в Хохловке) очень-очень понравилось. У нас на Байкале проводят фестиваль «Голос Кочевника». И у нас тоже есть этнографический музей под открытым небом. И сейчас мне хочется, чтобы наши организаторы приехали к вам, посмотрели и тоже провели фестиваль в нашем музее. Мы вчера ходили здесь, гуляли по Хохловке. У вас очень здорово! Воздух чистый, река красивая и люди другие! Очень сильно люди везде отличаются. В каждой местности у людей свой характер, иной взгляд, отношение к другим людям. Нам очень здесь понравилось!

Расскажите о своем детстве (как написано в программке, Намгар — дочь бурятского чабана).
— Обычное деревенское детство. Когда я была совсем маленькая, мы жили в юрте. Потом ходила в школу в деревне, а каждые летние каникулы мы приезжали к родителям, помогали им пасти овец. Когда я окончила школу, приехала жить к родителям и продолжала заниматься животными. Даже когда я вышла замуж за Евгения, мы вместе с ним еще год пасли овец. У нас была отара около 1000 овец и около 20 коров. Это очень тяжелый труд, животные не позволяют съездить куда-нибудь в гости, или вырваться в деревню на танцы. Но я это вспоминаю с большой радостью.

Как Вы пришли к музыке, концертной деятельности?
— В школе я всегда участвовала в самодеятельности. Я считаю, что это благоприятно действует на детей, раскрывает таланты, если они есть. Пела со школы. Потом поступила в музыкальное училище, затем меня направили в Бурятскую филармонию. Я там пела правда эстрадные песни, а потом меня потянуло на народные песни.

Как отнеслись родители к Вашему выбору профессии?
— Да нормально, никаких противоречий не было между нами. Папа у меня всегда хотел петь, но его не отпустили в свое время, а у него очень красивый голос, тенор. Наверное, его мечта как-то воплотилась во мне. В общем, хорошо отнеслись.

Вы исполняете русские народные песни?
— Я знаю русские песни, мне кажется, в нашей стране их все знают и поют. Но на сцене я их не исполняю. Мне кажется, это выглядело бы смешно в моем исполнении. Мне нравится как поет русские обрядовые песни Анжела Манукян. У неё просто фамилия такая, она поет очень красиво, лучше всех, наверное. Коллектив называется «Волга», послушайте.

У вас есть проект, где вы исполняете народные песни в современной обработке. Как люди воспринимают этот эксперимент?
— Сегодня на концерте мы исполняли этнический вариант. Но да, у нас есть и такое. Мы часто ездим на норвежский фольклорный фестиваль Riddu. Там исполняется этническая музыка, но она более усовершенствована, чем у нас в стране. Мы все время подписывались этим и захотели тоже подобное сделать — сочетание этнической музыки и современных инструментов. Я думаю, что проект успешен. Мы третий год уже с ним выступаем. Нынче во второй раз поедем в Канаду, у нас там будет тур на полтора месяца. Принимают хорошо. И для современной молодежи Бурятии это тоже полезно, это помогает хоть как-то привлечь их к сохранению своих традиций, вызвать у них интерес к народной музыке, родному языку, обычаям. Такая музыка должна быть, я считаю.
А поэкспериментировать еще как-то с музыкой, или взять народный фольклор других народов — приходило такое желание?
— У нас есть монгольский проект. А других народов — нет, пока нет. У вас, кстати, тоже можно так сделать. Такое делается на больших фестивалях: музыканты не просто выступили, встали и ушли, а делается еще одна маленькая сцена, где одновременно играют коллективы из разных стран. Называется «Воркшоп». Я, например, начинаю играть свою программу, а все остальные музыканты подключаются и начинают импровизировать. Это ооочень интересно и для музыкантов, и для зрителей. Потому что в данный момент и в сию минуту происходит совсем другое действие, рождается совсем другая музыка. Здесь же зрители могут знакомиться с инструментами, потрогать их, пообщаться с музыкантами. Это же очень интересно!

2-3 июля в архитектурно-этнографическом музее деревянного зодчества «Хохловка» состоялся II Большой музыкальный фестиваль «Движение-2011», проведение которого стало возможным благодаря Пермской краевой филармонии и продюсерскому центру GreenWave Music при поддержке министерства культуры Пермского края.