Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Бизнес
11 сентября 2009, 15:09

Резкое повышение акцизов на пиво не выгодно ни государству, ни бизнесу, ни обществу

Резкое повышение акцизов на пиво не выгодно ни государству, ни бизнесу, ни обществу
Позитивные результаты развития рынка пива за последние годы в нашей стране стали поводом для рассмотрения пивоварения как неисчерпаемого источника пополнения бюджета

Вчера в Екатеринбурге состоялся круглый стол «Новые акцизы и региональный рынок: Варианты, прогнозы, перспективы», на котором представители пивоваренной отрасли, директора смежных предприятий, представители органов власти и независимые эксперты обсудили возможные последствия принятия предложений Правительства об индексации ставок акцизов на пиво на 190%. Участники обсуждения пришли к выводу: столь резкий рост акцизов существенно сократит производство и продажи пива, не приведет к ожидаемому пополнению бюджета и будет способствовать увеличению потребления дешевого и контрафактного крепкого алкоголя.

Об экономической стороне последствий трехкратного увеличения акциза на пиво высказался Виктор Пятко, заместитель председателя Совета Союза российских пивоваров, вице-президент ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен»: «Линейная логика Минфина, что при повышении акцизов в три раза, можно получить в три раза больше денег, — не работает. Снизятся объёмы производства, а при низких объемах уменьшится большая часть налогов (налог на прибыль, НДС и др.) и, как следствие, вместо пополнения бюджета, мы получим его уменьшение».

Эксперты согласились с мнением, что позитивные результаты развития рынка пива за последние годы в нашей стране стали поводом для рассмотрения пивоварения как неисчерпаемого источника пополнения бюджета и компенсации выпадающих доходов от производства нелегального крепкого алкоголя.

Однако попытка решить бюджетные проблемы за счет резкого роста акцизов на пиво может иметь катастрофические последствия для развития пивоваренной отрасли в России. Резкое падение производства в пивоваренной отрасли в текущем году — уже стало очевидным следствием, в том числе последовательного увеличения налоговой нагрузки на отрасль в течение последних лет, не учитывающей реальную покупательную способность населения и сложившийся дисбаланс цен на рынке пива, вина и крепкого алкоголя. «Уже сейчас, в розничной сети соотношение средней цены единицы продукции пива и крепкого алкоголя находится на уровне 1:4, а в случае с алкоголем теневого рынка, повсеместно присутствующим в розничной торговле, это соотношение уменьшается до 1:2, и это – до повышения акцизов! В советские времена соотношение потребительских цен водки и пива равнялось 1:10 (1:15), такое же соотношение выдерживается в настоящий момент в западных странах», — сообщил директор филиала «Балтика — Челябинск» Сергей Бабинский. В условиях ограниченных финансовых ресурсов все большей популярностью у россиян будет пользоваться нелегальная водка, произведенная без уплаты акциза. Во время обсуждения эксперты привели мнение руководителя отделения Московского НИИ психиатрии Александра Немцова, который во время онлайн-конференции, состоявшейся на сайте газеты «Известия», главной причиной российского пьянства назвал «огромное количество подпольно произведенных крепких алкогольных напитков: в результате того, что эти напитки выходят на рынок безакцизно, они становятся очень дешевыми, а значит, широко доступными». И сохранение ставки акцизов на крепкий алкоголь при одновременном повышении акцизов на слабый алкоголь только усугубит ситуацию.

Участники круглого стола отметили, что существует угроза стабильному развитию не только пивоваренной отрасли, в которой по данным за 2008 г. работает более 50 тысяч человек, но и смежных отраслей, таких как сельское хозяйство, производители упаковочных материалов, торговые и транспортных организации. По статистике каждое рабочее место в пивоваренной отрасли создает дополнительно 10–12 рабочих мест в смежных отраслях. Об этом в своих выступлениях рассказали директор направления ЗАО «Компания «Юниленд – Екатеринбург» Александр Шумилов, директор «Ретал Екатеринбург» Кирилл Солонович, директор представительства ООО «ТЭГ «Гардарика» Андрей Ткачев. Последствия повышения акцизов только усилят проблему занятости населения, порожденную кризисом.

Исполнительный директор Некоммерческого Партнерства «Урал Пищепром» Иван Колодяжный подвел итог, что «новые акцизы – это одноразовая инъекция. Никакого положительного эффекта для бюджета мы не увидим. Повышение акцизов должно равняться уровню прогнозируемой инфляции, и не более того. Этого вполне достаточно для того, чтобы и сохранить отрасль, и пополнить бюджет».

В окончании дискуссии участники пришли к выводу о том, что несбалансированные решения не выгодны никому: ни государству, ни бизнесу, ни обществу, и даже опасны.