Posted 21 октября 2009,, 11:46

Published 21 октября 2009,, 11:46

Modified 2 марта 2023,, 17:06

Updated 2 марта 2023,, 17:06

Кризис закончился?

21 октября 2009, 11:46
Фондовые рынки вновь в игре.

В результате глобального экономического кризиса фондовый рынок стал одним из наиболее пострадавших сегментов экономики. Несмотря на то, что аналитики и главы государств заявляют о «достижении дна» и «начале восстановления экономики», рынок по-прежнему лихорадит. Куда вложить свои деньги, на чем заработать капитал и когда кончится кризис обсудили на круглом столе. В беседе приняли участие ген.директор ООО «Парма Менеджмент» Эдуард Матвеев, директор пермского филиала ЗАО «Брокеркредитсервис» Алексей Бушуев, генеральный директор ООО «Инвестиционная компания «Витус» Сергей Чернов и начальник аналитического отдела ООО УК «Парма Менеджмент» Дмитрий Тимофеев.

О кризисе в его текущей стадии

Сергей Чернов: Второе полугодие 2008 года стало кошмаром для российского фондового рынка: цены на российские акции упали в 4-10 раз. К середине 2009 года акции выросли в 2-5 раз, т.е. отыграли половину обвального падения 2008 года. Начало кризиса первым почувствовал как раз фондовый рынок, потому что он является опережающим индикатором состояния экономики. Сегодня почему-то считается, что кризис закончился. Я предпочитаю смотреть на вещи реальнее. Да, деньги иностранных инвесторов пришли на российский фондовый рынок, но роста реального спроса нет.

Алексей Бушуев: основными драйверами на фондовом рынке являются западные деньги. И наплыв иностранных инвесторов в Россию объясняется мировым бегством «из доллара» во все остальные отрасли. Сейчас мы находимся во второй волне кризиса: моментальных перемен ждать на стоит, изменения и стабилизирование будут плавными, быть может, даже незаметными.

Эдуард Матвеев: несмотря на приход денег на российские рынки, ликвидность его само относительно небольшая. Во-первых, российский рынок упал гораздо сильнее, чем остальные. Во-вторых, в большей степени это – сырьевой рынок, и сюда бегут по причине бегства от доллара. При этом сам российский рынок так и остался рынком низкой ликвидностью. Потому даже небольшая продажа со стороны какого-нибудь банка приводит к движению валюты на рынке в несколько процентов. Но пока ликвидность на российские рынки идет, хотя ничто не вечно по луной, и ожидания умирания доллара еще ни разу не оправдались.

Дмитрий Тимофеев: споры о том, закончился ли кризис сейчас очень остры. Но что считать концом? Если, например, дело в количестве глянцевых журналов, — то это одно дело. Но я думаю, что конец кризиса – это когда мы перестанем падать. Российская экономика перестала падать где-то в мае-июне. Промышленность начала расти примерно с августа-сентября. В целом, можно сказать, что нижнюю точку мы прошли. Можно прогнозировать, конечно, и вторую волну, и так далее, но, думаю, мы прогнозировать не умеем. Тоже самое происходит по всему миру: критические точки пройдены. Фондовый рынок падал примерно с мая по октябрь 2008 года. А реальный сектор ощутил все ужасы где-то в декабре только. Просто фондовый рынок является одни из главных опережающих индикаторов, они живут ожиданиями. В то же время, например, безработица – это запаздывающий фактор, и потому нормально, что увольнения растут в то время, как экономика улучшается. Где-то посредине находится конечный спрос, он равен темпам роста.

Об инвестициях в экономически печальное время

Сергей Чернов: Мы наблюдали резкий рост числа новых клиентов в четвертом квартале 2008 года и в начале 2009 года. Однако объем активов новых клиентов снизился.

Дмитрий Тимофеев: когда происходит кризис, — представьте себя на месте клиента. Допустим, у вас есть портфель, есть обязательства по кредиту, еще, допустим, есть строящаяся где-то квартира и т.д. а тут: квартира упала в цене, портфель тоже упал, а кредит по курсу доллара – вырос. Что делать? И человек начинает сокращать какие-то активы, чтобы закрыть дырки. Соответственно, даже если в этот момент к нму приходят какие-то деньги, он скорей всего, вложит их в квартиру, или покроет другие нужные расходы. Потому после кризиса приток клиента резко сократился. Сейчас важно, что кризис исчез изнутри, из головы. Человек сидит и не знает, что будет завтра. Пока у людей не будет уверенности в завтрашнем дне, — потребление не увеличится. Да, кризис закончился. Пусть роста такого, как до 2008года еще долго не будет, но спад закончился. Сейчас уже многие клиенты готовы добавить деньги в свой портфель, но пока поток еще небольшой.

Алексей Бушуев: люди стали бояться вкладываться лдаже в свой бизнес, — не уверены в продаже. Поэтому многим проще принести деньги в фондовый рынок. В связи с этим резко возрос спрос на консультационные услуга.

О рентабельности вложений в фондовый рынок

Эдуард Матвеев: дело в цене и в целях. Я готов купить квартиру, если она будет очень дешевая, я готов положить депозит под 50% годовых и т.д. но если у вас негде жить, — то, конечно, не надо нести деньги на фондовый рынок, покупайте квартиру. Моя точка зрения состоит в том, что недвижимость – это плохое вложение. Да, в России она росла, но это только одно время. В девяностые годы недвижимость в России была слишком дешевая. Недвижимость двигается вместе с инфляцией. Фондовый рынок – опережает. Многих пугают колебания этого рынка, покупка акций – дело не для слабонервных.

Дмитрий Тимофеев: каждый волен выбирать: вкладывать деньги в активы или в пассивы. Например, можно менять телефоны, автомобили на более дорогие, — а можно вкладывать в активы: депозиты, акции и т.д. это то, что действительно приносит доход.

Алексей Бушуев: фондовый рынок – это «легко зайти» и «легко выйти». Фондовый рынок – это уникальное место, где каждый может заработать своей головой. Главное здесь – усидчивость и желание. Но нужно помнить, что это все-таки инструмент, с которым нужно уметь обращаться.

Тина Каррель, для properm.ru

"