Posted 5 ноября 2016,, 07:00

Published 5 ноября 2016,, 07:00

Modified 2 марта 2023,, 14:38

Updated 2 марта 2023,, 14:38

Кому вредны новые технологии? Семь профессий, жить которым осталось недолго

Кому вредны новые технологии? Семь профессий, жить которым осталось недолго

5 ноября 2016, 07:00
Фото: Properm.ru
Каждый месяц Properm.ru рассказывает о том, какие специалисты и в какие компании требуются. В этот раз кроме традиционной подборки с самыми дорогими зарплатными предложениями мы публикуем подборку нетрадиционную.

Мы составили список профессий, которым уже сейчас предлагают немного, а через пару лет предложения о работе могут и вовсе исчезнуть. Всему виной — технологический прогресс, развитие новых технологий, появление новых видов платежей и так далее. С тем, что делал человек, теперь легко могут справиться роботы и машины.

Кассиры

Первая профессия, которая приходит в голову, — кассир. Уже сейчас в некоторых магазинах Перми есть кассы самообслуживания формата «self-checkout», когда покупатель сам «пробивает» штрих-коды продуктов и сам же оплачивает их покупку банковской картой. И вот уже на 10 кассовых терминалов нужны не 10 кассиров, а всего один консультант, который будет помогать покупателям.

Выгоды для торговой сети очевидны. Еще в 2013 года в X5 Retail Group, вводя кассы самообслуживания, говорили, что это позволит сократить затраты на содержание кассиров, снизить очереди, увеличить за счет этого товарооборот, а также расширить «полезную» площадь магазина.

С другой стороны, исчезновение кассиров и повсеместное введение касс самообслуживания ставит вопрос увеличения потерь из-за воровства. Руководитель платежной системы «Центральная касса» Андрей Рычков обращает внимание на еще одну деталь: «Важно понимать, что в России многие привыкли оплачивать покупки с помощью наличных. Постепенный переход к безналичным платежам и совершенствование этих технологий позволит безболезненно отказаться от профессии кассира. Например, сейчас активно развивается NFC-платежи с помощью смартфонов. В России недавно появились Apple Pay и Samsung Pay. Технологии делают процесс оплаты более безопасным и удобным. Как следствие, постепенно отпадет потребность в кассире, как в посреднике».

Билетеры

Похожая, но всё же другая профессия — билетеры. Те же посредники между продавцом и покупателем. Логика их исчезновения та же. Купить билеты в кино или театр, на баскетбол или хоккей можно уже сейчас в режиме онлайн через сайт. Как быть с музеями, галереями? Поставьте терминал для покупки билетов и вопрос решен.

Смело можно отказаться и от билетеров-контролеров. Здесь всё совсем легко. Установить терминал, который без человеческого участия проверит билет и пустит театрала на спектакль.

Кондукторы

Профессию кондуктора часто называют умирающей.

Мы — не исключение. С нашей точки зрения, кондукторы могут исчезнуть тогда, когда повсеместно будет внедрена электронная система оплаты проезда. Другой вопрос, какой она должна быть. Ведь турникеты при входе приведут к столпотворению на остановках, терминалы внутри — будут провоцировать «зайцев».

Генеральный директор ООО «Прокарт» (система оплаты проезда «Один билет») уверен, что в России профессия кондуктора не умрет.

Денис Гвоздев:— Существует два разных подхода к работе общественного транспорта: на доверии и система контроля. В России система на доверии работать не будет. Во многих странах, в которых кондуктора в нашем понимании нет, система тоже не работает на доверии. Но и там нельзя говорить об исчезновении профессии кондуктора, просто идет ее замещение. Увеличивается штат технического персонала, обслуживающего оборудование, и контролеров.

Web-мастеры

«Многие говорят, что будущее за IT-специалистами, это действительно так, — говорят специалисты сайта по поиску работы HeadHunter. — На основе информационных технологий, в переплетении с ними, будет появляться много новых профессий и специальностей, о которых мы пока и не слышали. Но, тем не менее, нельзя сказать, что спрос на все IT-специальности будет расти».

Уже сейчас есть спад в количестве размещаемых на hh.ru вакансий для вебмастеров. «Эта профессия уже не входит в топ-5 самых востребованных специализаций в сфере IT, как это было еще два года назад. Работу этого профессионала уже сейчас заменяют шаблонные программы», — поясняют в HeadHunter.

Оператор call-центра

Если у вас есть или был домашний телефон, то вы точно помните, как он звонил и в трубку женский голос наговаривал «Ваша задолженность составляет…». Это уже делал/делает не человек. Другой пример. Вы звоните в call-центр банка и сначала вам предлагают поговорить с автоответчиков, попробовать решить вопрос без человеческого участия. И только потом предлагают соединить с оператором. То есть мы видим, что замещение происходит уже сейчас. Их полное исчезновение и замена на компьютерные программы — вопрос времени.

Турагенты

Самостоятельные путешествия с каждым годом становятся все популярнее.

Организовать путешествие самостоятельно более затратно по времени. С другой стороны, она менее затратно по деньгам и имеет много других плюсов. Зачем доверять свой отдых кому-то, если можно самому найти дешевые билеты, подобрать подходящий отель или вовсе предпочесть каучсерфинг. Можно самому составить уникальный, интересный нетуристический маршрут и ни от кого не зависеть. Можно слиться с местными и не встречаться с соотечественниками. В конце концов можно отправиться в такие страны, куда турпутевок не предлагают.

Языковой барьер, кстати, тоже не проблема. Она точно будет решена уже в самом ближайшем будущем. Погодите, она уже решается! Вот, например, в Skype появился синхронный переводчик. Синхронный перевод речи доступен для семи языков: китайского, английского, французского, немецкого, итальянского, португальского и испанского. Перечень языков обещают расширить. Перевод текстовых сообщений доступен для более 50 языков, включая русский.

Операционисты в банках

За три с лишним года количество филиалов в Прикамье уменьшилось почти в три раза. Сейчас их насчитывается всего 20 штук. «Тенденция закрытия филиалов связана со снижением уровня доходности банковских операций. Возникает необходимость оптимизировать расходы и снижать издержки», — объясняют в Центробанке. Там также говорят, что «в Пермском крае ведут банковскую деятельность организации, предоставляющие свои услуги исключительно дистанционно, для обслуживания клиентов из края банку не обязательно иметь структурное подразделении на территории региона». Примеры банков, ведущих свою работу, исключительно дистанционно по всей России известны.

Другой момент связан с распространением дистанционных каналов обслуживания. Заплатить за телефон, интернет, услуги ЖКХ, открыть вклад — всё это можно сделать, не приходя в банк. Через мобильный или интернет-банк. Такими дистанционными каналами с каждым годом пользуются все больше людей и банки стремятся переводить своих клиентов на них. Немного цифр. По данным аналитического агентства Markswebb Rank & Report, 64,5% или 35,3 млн российских интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет пользуются интернет-банкингом для частных лиц. Для сравнения, за 2015 год количество пользователей интернет-банкинга увеличилось на 51% по сравнению с показателями 2014 года.

Этот список можно продолжать и продолжать. Давайте сделаем это в комментариях.

"