Posted 30 мая 2008,, 10:22

Published 30 мая 2008,, 10:22

Modified 2 марта 2023,, 17:41

Updated 2 марта 2023,, 17:41

Лизинг модернизирует города

30 мая 2008, 10:22
Рынок финансовой аренды растет в геометрической прогрессии.

Oбъем рынка лизинга, по данным агентства «Эксперт РА», достиг в 2007 году 997 млрд рублей, что больше суммы объемов лизингового рынка России за пять предыдущих лет. Причина такой динамики – высокий инвестиционный спрос растущей экономики, растущие запросы бизнеса в сфере производства. Впрочем, темпы роста лизинга могли бы быть значительно выше, если бы не ряд объективных причин.

По мнению экспертов, развитию лизинга мешает непрозрачность многих участников рынка. При этом большинство лизинговых компаний находится в мегаполисах, поэтому потребителям, расположенным в провинции, порой сложно воспользоваться этими услугами. Удаленность предприятий, нуждающихся в модернизации оборудования, от финансовых центров, а также недостаточный уровень сервиса в сфере лизинга вряд ли играют положительную роль. Лизинг в России, в отличие от Запада, понимается как оказание услуг финансовой аренды, а о дополнительном сервисе, что особенно важно при лизинге оборудования, мало кто заботится. С другой стороны, в нашей стране практически не развита система оценки рисков лизингополучателя, что особенно важно в производственной сфере, когда неграмотный бизнес-план может быстро привести предприятие к краху, несмотря на приобретение по лизингу новейшего оборудования. Зачастую рисками занимаются банковские эксперты, однако, в силу специфики рынка, лизинговым компаниям лучше иметь собственных оценщиков.

Другой головной болью как лизинговых компаний, так и лизингополучателей является налоговая сфера. Существуют налоговые риски, связанные с недостаточно четкими определениями ряда понятий в нормативно-правовых актах. К примеру, это отсутствие ограничений по минимальному сроку финансовой аренды. Следствие – риски по налогу на прибыль. Впрочем, многочисленные плюсы лизинга, по мнению участников рынка, в некоторой степени все-таки нивелируют шероховатости нашей правовой базы.
Интересно, что сами участники рынка не слишком оптимистично смотрят на перспективы роста объемов лизинговых сделок. На это влияют дефицит ликвидности и сжатие объемов финансирования со стороны банков. В частности, сами лизингодатели планируют увеличить объемы деятельности в 2008 году в среднем всего на 48,7% (в 3 раза ниже уровня 2007 года и в 2 раза ниже, чем в 2006 году). Наиболее быстрорастущими сегментами, по мнению экспертов рейтингового агентства «Эксперт РА», останутся автомобильный и железнодорожный транспорт, авиатехника, строительное и дорожно-строительное оборудование. Прогнозируется высокий спрос на объекты энергетики и рост их привлекательности в 2008 году. Также это касается оборудования для жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая значительный износ коммуникаций и многих других объектов ЖКХ, развитие лизинговых сделок в этой отрасли имеет значительный потенциал.

В то же время, когда идет речь о сегментах железнодорожной техники и оборудования для энергетики, необходимо отметить, что в работе с естественными монополиями (такими, как РЖД, РАО ЕЭС и др.), потенциальный спрос спрогнозировать достаточно трудно. Эти сегменты характеризуются низким уровнем конкуренции и высокими административными барьерами для входа новых игроков. Наиболее же открытыми для начала деятельности, по данным экспертных оценок, являются сегменты строительной техники и автотранспорта. В них отсутствуют крупные монополисты-заказчики, которые могут диктовать свои условия работы, как это происходит, например, в сегменте железнодорожного и энергетического оборудования. В то же время в «массовых» сегментах автотранспорта и строительной техники еще возможно появление новых игроков и усиление конкуренции.

"