Posted 30 октября 2014,, 00:00

Published 30 октября 2014,, 00:00

Modified 2 марта 2023,, 17:44

Updated 2 марта 2023,, 17:44

«Секретные агенты» пермского маркетинга: Как работают «тайные покупатели»?

«Секретные агенты» пермского маркетинга: Как работают «тайные покупатели»?

30 октября 2014, 00:00
Фото: Properm.ru
Компании нередко проверяют работу своих офисов: как одет сотрудник, не хамит ли, чисто ли в туалете, на своем ли месте стоит урна. Мы узнали, зачем и кому это нужно.

Ежедневно в Перми десятки тайных покупателей, вооруженных диктофонами, отправляются на секретные задания в офисы крупных и мелких компаний. Их боевая задача — проверить качество обслуживания в магазинах, кафе, банках, аптеках, автосалонах. «Спецагентов» тайного маркетинга с каждым днем все больше.

Метод «Тайный покупатель» (или mystery shopping) применяется для оценки потребительского опыта, получаемого клиентом при приобретении товара или услуги. Для сбора информации используются специально подготовленные люди (тайные покупатели), осуществляющие проверки под видом потенциальных/реальных клиентов и детально рассказывающие о результатах проверок.

По словам директора социологического агентства «Свои» Александра Ноды, пермские компании пользуются услугами «тайных покупателей» от случая к случаю. Часто, чтобы сэкономить, для проверки привлекаются родственники и знакомые, что значительно снижает объективность оценки и ее полноценность.

Александр Нода: — Регулярно привлекают тайных покупателей московские компании, чтобы проверить работу своих офисов в Перми. На данный момент, проверяются те товары, которые стоят дорого: деньги, машины, недвижимость. Поэтому активнее всего с тайными покупателями работают автосалоны, банки и строительные компании.

Сотрудники агентства «Свои», работающие тайными покупателями, обращают внимание на сотни деталей. «Например, в «МЕТРО» (гипермаркет — Properm.ru), проверка идет от наличия туалетной бумаги в туалете и температуры воды в кране до того, как работает грузчик. — рассказывает Нода. — Конечно, большее внимание удаляется человеческой составляющей. Иногда заказчик просит, чтобы мы давали рекомендации конкретному продавцу о том, что им нужно изменить в своей работе. От того, что нужно постирать халат, до того, что нужно смотреть в глаза человеку, с которым ты разговариваешь и, если обещаешь вернуться, то возвращаться». Однако, увольнять «провинившегося» сотрудника тайные покупатели не рекомендуют: ему нужно дать шанс исправиться.

Социолог считает, что тайный покупатель как услуга — эффективный метод, который позволяет улучшить уровень пермского сервиса.

ООО «Торговый дом ПЗСП» нанимает «спецагентов» для проверки качества работы сотрудников и знания ответов на всевозможные вопросы: кому-то нужна квартира попросторнее, кому-то коттедж поближе к городу, кому-то нужно поменять окно, а кто-то мечтает о конкретном типе панели. Проверяется и способность персонала реагировать на нестандартные ситуации.

«С клиентами у нас работают около 20 человек. «Тайный покупатель» позволяет контролировать уровень общения каждого специалиста, а также «со стороны» посмотреть на состояние офиса, уровень консультаций, легкость дозвона и другие факторы, которые влияют на впечатления клиентов», — рассказывает начальник отдела маркетинга ООО «Торговый дом ПЗСП» Кирилл Николаев.

Помимо прочего, тайные покупатели проверяют реакцию сотрудников «ПЗСП» на нестандартные ситуации. Полученная информация используется для корректировки стандартов общения, для поощрений и наказаний сотрудников, причем, не только моральных, но и материальных.

«В нашей практике были случаи быстрого исправления работников, получивших негативный отзыв — буквально спустя месяц повторная проверка «тайного покупателя» показала, что сотрудник воспринял критику и исправился», — отмечает Николаев.

Опыт работы «тайным покупателем» у Валерии Седковой составляет три года. Собеседница Properm.ru рассматривает это как неплохую подработку: за одно задание можно получить от 500 до 1000 рублей.

Валерия Седкова:

Как рассказал корреспонденту Properm.ru директор розничной сети МТС на Урале Даниил Хрусталев, полученные от «спецагентов» оценки влияют на систему премирования сотрудников. В компании существует пороговый минимум в оценке работы клиентов, превышая который специалисты салона получают дополнительную премию.

В компании «Связной» «тайные покупатели» работают по определенному алгоритму: обнаружение аспекта работы сотрудников, который нужно усовершенствовать — поиск путей улучшения — разработка сценария для тайного покупателя — сбор данных — анализ данных — принятие решения о дальнейших действиях.

«Мы смотрим на результаты исследования тайного покупателя комплексно, анализируем не только работу сотрудников, но и то, как мы можем усовершенствовать операционные процессы или действия менеджеров магазинов, — говорит пресс-секретарь компании «Связной» Сергей Тихонов. - Мы можем проверить магазин, поменять что-либо в его работе, усовершенствовать ее. Или же оставить все, как есть, если результаты проверки оказались для нас приемлемыми». ​

В компании «Евросеть» проверка тайного покупателя может привести к увольнению нерадивого сотрудника. Как рассказывает директор по продажам «Евросети» Кирилл Шибанов, главная цель проверок — не запугать или наказать сотрудника, а научить работать всех по единым стандартам.

Кирилл Шибанов:С нашей стороны, безусловно, проводится работа над ошибками. Но если ошибка связана с некорректным поведением или незнанием продукта конкретным сотрудником, то он может быть отправлен на аттестацию, переобучение, могут быть пересмотрены его оценочные листы. Если нарушение серьезное, то принимаются административные меры вплоть до увольнения, иногда включая и увольнение его руководителя.

Собеседники Properm.ru отмечают, что с «тайным покупателем» не сравнятся ни отзывы на сайте и уж тем более жалобные книги. Это один из самых действенных инструментов для оценки работоспособности бизнес-процессов в компании, а также качества обслуживания. Ничего более эффективного пока не придумано.
"