Posted 24 мая 2018,, 11:00

Published 24 мая 2018,, 11:00

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Профориентация с детства. Или как школьные клубы становятся новыми кузницами кадров

24 мая 2018, 11:00
Драмкружок, художка, труды, а ведь еще и петь хочется… Раньше практически любой школьник мог выбрать себе занятие по интересам — от конструирования моделей самолётов и прочей техники до любой творческой деятельности. А что сейчас?

Школьные стандарты меняются со скоростью родстера Илона Маска. Кружки и клубы появляются не только ради дополнительного образования и хобби, а позволяют оттачивать прикладные навыки. Поэтому современные школьники уже запрыгнули в поезд будущего и готовы отвечать требованиям прогресса и профессиональным стандартам предприятий. Думаете мы заглядываем слишком далеко? Объясняем подробнее.

Главный стратегический тренд

Как отмечает замглавы администрации Перми Людмила Гаджиева, сегодня главный стратегический тренд — это состыковка школьников с работодателями. Важно, чтобы ученики, обучаясь в школе, поняли, как разнообразен и широк мир профессий, и испробовали их на себе. Для этого создаются школы с определенным уклоном. Статус уникальных имеют уже несколько учреждений. Это IT-школа, техно-школа, школа киокушинкай, школа фотоники, школа дизайна «Точка».

Но не только специализированные учебные заведения готовят школьников ко взрослой жизни. В десятках школах города развиваются клубы, где ученики в тандеме со специалистами примеряют профессии.

Одной из таких стала «Экономическая школа № 145». Здесь существует система формирования профессионального самоопределения школьников. Работу начинают с пятого класса, и к 9 классу уже почти все ученики имеют четкое представление о том, с какой профессией свяжут свою жизнь.

МАОУ «Экономическая школа № 145» г. Перми: — Форм работы много, стараемся заинтересовать ребят, выяснить, в какой области лежат их интересы. В этом году запустили новый профориентационный проект «Лабиринт профессий». Активные участники — это 8–10 классы, а остальные принимают участие в голосовании за лучшую работу.

Как это работает? Класс выбирает одну из сфер профессиональной деятельности и изучает информацию: важные качества, ограничения по здоровью, учебные заведения, где готовят специалистов, характеристика профессиональной деятельности, уровень заработной платы, востребованность на рынке труда и др. Затем в библиотеке происходит обмен информацией. Любой может прийти и «полистать» материалы на интерактивной доске, и там же отдать свой голос за самый интересный и содержательный проект.

Активно развиваются клубы по химико-биологическому профилю. С 2014 года при поддержке СИБУРа появился новый формат — профессиональные пробы, где ребята могли почувствовать себя в роли механика, лаборанта, электромонтёра или эколога. Также проводились мастер-классы для школьников и для учителей в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел». Для ребят организовывали экскурсии на пермскую площадку, уроки нефтехимии, и, конечно, помогали с ремонтом классов химии.

Мария Белкина, начальник отдела подбора, обучения и оценки персонала пермской площадки СИБУРа: — В 2016 году соединили все мероприятия в один проект «Профессии во сне и наяву». Проект состоял из пяти шагов и включал четыре школы. Каждой школе была дана одна из четырех профессий: лаборант, механик, электромонтер и эколог. И в рамках выбранной профессии школьники совершали последовательные пять шагов:1. Составление профессиограммы вместе с родителями; 2. Участие в обзорной экскурсии по предприятию и круглый стол с представителями профессии; 3. Посещение ПНИПУ, где ребят встретили доценты и преподаватели кафедр, которые показали, где на эти профессии обучают, в каких лабораториях проходят практические занятия; 4. Участие в профессиональных пробах по выбранной профессии; 5. Заключительный этап — выступление школьников о том, как поменялось их представление и профессии «до» и «после». По результатам проекта мы получили много положительных отзывов и так как все этапы освещались в школьной газете «Перемена- Пермь», много школ обращались с тем, что также хотят принять участие в подобных проектах

Наталья Ханова, главный редактор газеты «Перемена-Пермь»:

"