Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

24 июня 2008, 14:51

Внимание! Мобильное мошенничество!

Внимание! Мобильное мошенничество!
Опираясь на опыт правоохранительных органов и операторов мобильной связи, мы расскажем о наиболее распространенных формах «вытягивания» денег при помощи услуг сотовых сетей.

С развитием высоких технологий увеличилось и количество мошенников, использующих свои знания в корыстных и подчас совершенно противозаконных целях. Коснулось это и такой распространенной сферы как мобильная связь. И речь здесь идет уже не просто о краже «мобильников», а о гораздо более изощренных видах деятельности, которые в российском Уголовном Кодексе подпадают под действие статей … и классифицируются как «Мошенничество».

В этом материале, опираясь на опыт правоохранительных органов и операторов мобильной связи, мы расскажем о наиболее распространенных формах «вытягивания» денег при помощи услуг сотовых сетей.

«Случай с родственниками»
Мошенник представляется приятелем, другом или сослуживцем Вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что кто-то из ваших родственников попал в беду (аварию, сбил человека…). Беда, как известно не приходит одна… Вот и у «пострадавшего» сел или сломался телефон (его отобрали бандиты, потерялся…) и приходится звонить с чужого. Предстоит еще много звонков (в скорую, пожарную, милицию, службу авто эвакуатора…) поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку оплаты и продиктовать по телефону ее секретный код. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко поддаются на провокацию. Если же номер не проходит, мошенник просто вешает трубку. Но если баланс мошенника был пополнен, схема начинает развиваться. Следует звонок, что ситуация благополучно разрешилась, от пострадавших удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги (как правило, от 300 до 1500 долларов). Передавая посреднику указанную сумму, человек и не подозревает, что делает очередное добровольное пожертвование. Самое удивительное в этой ситуации, что зачастую пострадавшие и не задумываются связаться с родственником, от лица которого действуют злоумышленники.

«Ложный приз»
На мобильный телефон абонента звонит лже-ведущий (менеджер коммерческого или производственного отделов, администратор…) известной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течении минуты дозвониться на радиостанцию. Дозвонившегося поздравляют, он передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную новость: он не просто получил приз, допустим мобильный телефон, но его сразу же подключат, нужно лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счета вышеназванной компании и сообщить ее данные ди-джею. Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил, так что долгожданного телефона он не получит. Да и купленная карточка уже не пригодится – «награждающие» давно перевели с нее деньги.

«СМС-просьба»
В
последнее время абоненты сотовых операторов стали получать смс с просьбой: «У меня проблемы, позвони по…. номеру, если номер не отвечает, положи на него деньги и перезвони». Некоторые, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что это пишет кто-то из близких людей.

«Платный код»
Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки сотового оператора с предложением подключить новую услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

«Штрафные санкции» оператора»
Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана Вы не оповестили оператора (варианты: не внесли своевременно оплату, пользовались услугами роуминга без предупреждения и т.д.) и, соответственно, Вам нужно оплатить штраф в определенном размере, отправив номера карт не некий номер, т.е. мошенникам.

«Акция» оператора»
Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По условиям, абонент до конца недели, например, получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему необходимо лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагались) «оператора» коды нескольких карт оплаты. Естественно, потом выяснялось, что оператор никакие акции не проводил, а абонент переводил деньги на счета мошенников.

«Ошибочный перевод средств»
Человек получает СМС, оповещающее его о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».

В ряде регионов России были зафиксированы и иные случае мобильного мошенничества. Например, в Екатеринбурге, мошенники пытались заработать на «прямой линии» с президентом. По сотовому телефону они сообщали жертвам, что ее номер выбран компьютером, но для улучшения качества связи необходимо немедленно на 1000 рублей пополнить счет телефона, с которого поступил звонок.

В Петрозаводске действует мошенник, используя информацию, взятую из объявлений о продаже автомобилей. Злоумышленник звонит по указанным номерам и представляется человеком, купившем у них автомобиль. Далее следует тирада о том, что он попал в сложную ситуацию, машина сломалась, а он не может даже вызвать автоэвакуатор, так как баланс на его телефоне подходит к нулю. Жулик просит пополнить его счет на 200 рублей и клятвенно заверяет жертву, что вернет деньги, как только выпутается из создавшейся ситуации… Таким образом «страдалец» за счет доверчивых граждан регулярно ухитряется пополнять баланс своего мобильного на суммы, не превышающие 200 рублей, что гарантировано спасает его от уголовного преследования…

В Москве, уроженец Казахстана звонил на случайный домашний номер и используя эффект плохой связи, представляясь сыном «потерпевших» просил о помощи в размере 4000 долларов. Злоумышленнику не всегда везло, у многих из тех, кому он звонил вообще не было сыновей. Но иногда ему везло. Одна из его жертв, действительно принесла деньги, даже не подумав позвонить настоящему сыну и справиться о его делах…

Там же в столице, сотрудниками уголовного розыска был задержан мошенник, присваивавший сотовые телефоны девушек, с которыми он знакомился, используя услугу «Мобильные знакомства». В кафе, куда мошенник приглашал девушку после нескольких дней СМС переписки, злоумышленник «втирался» в доверие к жертве, просил разомлевшую даму позвонить «больной маме», после чего исчезал…

Не редки и уже упоминавшиеся случаи краж, разбоев и продажи фальшивых аппаратов. Огромное количество мобильных телефонов, выпускающихся в наше время, привело к тому, что случаи потерь и краж мобильных телефонов приобрели массовый характер. Количество краж мобильных телефонов превышает показатели любого другого вида краж, в том числе и квартирных. Этот вид хищения поражает огромным количеством способов отъема средств связи у владельцев. Как основные виды можно выделить обман, игру в доверие, кражу и разбой. Обман происходит очень просто. Порой жертвы после кражи сами поражаются своей наивности. Допустим, на остановке к вам обращаются с просьбой позвонить. Вы проявляете понимание, и злоумышленник во время разговора отдаляется от вас и в определенный момент садится в машину соучастника и уезжает с вашим телефоном. Игра в доверие является разновидностью обмана. Преступник, сославшись на разряженную батарею телефона, просит вставить ваш аппарат свою сим-карту, чтобы сделать срочный звонок. Потом просит подождать, пока сходит в машину за номером, а свой телефон оставляет вам в залог. После долгих ожиданий вы понимаете, что у вас в руках остался искусно сделанный муляж. Такие же муляжи зачастую продают любителям приобрести технически продвинутую модель за небольшие деньги.

При подготовке использовались материалы Экспертного совета программы «Мобильная грамотность», организованной компанией «Билайн».