Posted 17 июля 2009,, 05:38

Modified 2 марта 2023,, 17:16

Updated 2 марта 2023,, 17:16

Ученые обнаружили эликсир молодости

17 июля 2009, 05:38

Ученые из США обнаружили, что вещество, выделенное из бактерий, которые обитают в почве на острове Пасхи, способно продлевать жизнь. В пересчете на человеческий возраст лабораторные мыши, на которых проводились экспериметы, жили свыше ста лет.

Само вещество — рапамицин — было известно ученым и раньше: оно активно используется в медицине для подавления отторжения пересаженных органов. Однако о свойстве рапамицина продлевать жизнь медики раньше не знали.

В докладе, опубликованном в научном журнале Nature, сказано, что препарат рапамицин смог продлить жизнь мышей на 38%. Эксперты считают, что в будущем рапамицин может быть использован для замедления старения организма пожилых людей.

Ученые из научных центров в штатах Техас, Мичиган и Мэн вводили рапамицин мышам, возраст которых в пересчете на человеческий равнялся 60 годам. В результате средняя продолжительность жизни животных увеличилась на 28–38% процентов.

Исследователи считают, что рапамицин способен произвести настоящую революцию в здравоохранении: по их мнению, препарат может продлить среднюю продолжительность жизни даже больше, чем открытие эффективных способов лечения рака и сердечно-сосудистых заболеваний.

Мыши, которые получали рапамицин с пищей, жили дольше за счет нескольких различных эффектов. Ученые обнаружили, что животные болели все теми же болезнями, от которых страдали и сидевшие на стандартной лабораторной диете, но при этом сам процесс старения шел медленнее.

Кроме того, медленнее развивались и раковые опухоли.

То, что подобный эффект не был обнаружен раньше, исследователи связывают с механизмом действия рапамицина. Это вещество влияет сразу на несколько биохимических реакций, которые, в свою очередь, регулируют синтез разных белков, обмен веществ в клетке и многое другое. Составить полное представление о всех свойствах препарата было затруднительно и изначально способность рапамицина продлевать жизнь была вовсе не очевидна.

Пока, к сожалению, в практической жизни это свойство рапамицина оказывается бесполезным, заявляют ученые. Дело в том, что рапамицин вошел в медицинскую практику как белок, который подавляет иммунитет.

При пересадке органов такое свойство необходимо и может спасти жизнь пациента. Больной с пересаженной почкой будет рисковать подхватить инфекцию и получить осложнения, но зато его организм не отторгнет изначально чужой орган. Риск инфекции оправдывается сохранением органа, но просто так подавлять иммунитет у людей было бы неприемлемо.
По словам специалиста по проблемам долголетия из Оксфордского университета, Линн Кокс, «мыши находились в лаборатории и были защищены от инфекций, но человек не может оставаться защищенным».

Тем не менее ученые полагают, что их открытие может привести и к выявлению способа продления жизни без снижения иммунитета.

Профессор Рэнди Стронг из университета Техаса и один из авторов опубликованной в журнале Nature статьи с описанием роли рапамицина в долголетии, сообщил что ученые получили первое свидетельство того, что процесс старения может быть замедлен, а продолжительность жизни увеличена, причем за счет приема препарата уже в пожилом возрасте.

Выяснить то, можно ли устранить побочный эффект в виде снижения иммунитета – ученые планируют в ходе дальнейших экспериментов.