Posted 30 ноября 2018,, 08:05
Published 30 ноября 2018,, 08:05
Modified 2 марта 2023,, 14:45
Updated 2 марта 2023,, 14:45
Мы решили возобновить традицию ежегодных срезов аудитории пермских СМИ с онлайн представительствами. Хотелось бы сказать «крупнейших» пермских СМИ, но списка местных порталов с аудиторией, отличной от погрешности, едва хватает на ТОП-10.
Традиционно мы считаем фактически два рейтинга. Первый — топ именно пермских изданий. Второй — федеральные или сетевые издания, имеющие пермские страницы, и соответственно — редакции. Новшество этого рейтинга — теперь, благодаря Яндексу, мы знаем и объем пермской аудитории на крупных федеральных порталах, которые вообще не имеют пермской вкладки, а значит, вспоминают про Пермь только в самых экстренных случаях.
Откуда эти данные? В ноябре Яндекс анонсировал новый инструмент рейтингования сайтов — Яндекс.Радар. Он показывает аналитику по 10 тыс. самых популярных сайтам Рунета, в основном по данным Яндекс.Метрики, которая стоит на большинстве сайтов. Рейтинг имеет возможность фильтрации по параметрам — в том числе можно выбрать популярность в определенном регионе и категорию сайтов.
Данные для рейтинга Яндекс может взять из вашей «Метрики», если вы дадите на это согласие. В противном случае данные являются приблизительными, но все равно отображаются — самоудалиться оттуда нельзя, только если вы не Mail.ru, который выразил протест несоотвествию данных реальности — данных VK, Одноклассников и самого Mail.ru теперь там нет. «Приблизительные» данные региональных сайтов, особенно малопосещаемых, Радар пока отображает с большой погрешностью. Многие местные ресурсы вообще туда не попали, так как не вошли в 10 тыс. крупнейших сайтов рунета.
Из рейтинга федеральных СМИ мы убрали Рамблер.Новости, которые Радар почему-то решил отнести к новостным сайтам. Также из списка были исключены пермские издания.
В ноябре в топе самых посещаемых онлайн-СМИ по версии Яндекс.Радара оказались лишь два пермских интернет-издания — Properm.ru и 59.ru, на 6 и 7 месте соответственно.
В итоге — мы считаем рейтинг федеральных сайтов по новому Яндекс.Радару, а региональных — по старинке, взяв за базу Liveinternet.ru (Li.ru). Скорее всего, в последний раз.
Абсолютная цифра посещаемости лидера рейтинга уже несколько лет остается неизменной, и замерла на границе в 300–350 тыс. уникальных посетителей в месяц (по Li.ru), эти же данные показывает статистика Метрики. Яндекс.Радар показывает чуть меньшую аудиторию за счет «склейки» вторых экранов.
Портал 59.ru, многие годы занимавший первую строчку рейтинга с заметным отрывом от остальных участников — до 100 тыс. уникальных посетителей в месяц, потерял это преимущество. По данным Li.ru, он периодически в течение 2018 года уступал лидерство, вначале «Комсомольской правде», а начиная с октября — и порталу Properm.ru. Точные данные своей аудитории из Яндекс.Метрики портал 59.ru предоставить отказался.
Третье место занимает портал В-курсе.ру, который после закрытия региональных вкладок в других городах мы переместили в рейтинг пермских изданий. У портала по-прежнему большое количество посетителей из других регионов — в целом более 1 млн за октябрь 2018 года, при этом пермяков всего около 13%.
В рейтинге осталось два сайта пермских телеканалов — rifey.ru и vetta.tv, uitv.ru его покинул. Первый занимает четвертое место с 121 тыс. посещений из Прикамья, второй — шестое, с результатом вдвое меньше. Рифей, по сравнению с последним замером, потерял минимум треть своей аудитории.
В этом году из рейтинга Li.ru самоустранилось несколько изданий. Сайт newsko.ru удалил счетчик, данных по посещаемости в открытых источниках теперь нет, предоставлять данные для этого рейтинга издание отказалось. Последние публичные показатели были на уровне 30 тыс. «уников» в месяц, что почти вдвое меньше последнего замера в 2015 году. Сайт business-class.su счетчик сохранил, но в рейтинге с лета не участвует (данные статистики издания из Яндекс.Метрики находятся в открытом доступе). Также в рейтинге Li.ru не участвуют пермские Текст (chitaitext.ru) и Звезда (Zvzda.ru), последняя предоставила данные Метрики для нашего рейтинга.
Рейтинг пермских онлайн-СМИ
СМИ | Общее число посетителей из Прикамья Li за 31 день, 21.11.18 | % посетителей из Пермского края за 31 день | Общее количество посетителей за октябрь (Li) | Общее количество посетителей кросс-девайс за 1–26 ноября (Я.Радар) | |
---|---|---|---|---|---|
1. | Properm.ru | 322 303 | 32 | 916 256 | 167 400 |
2. | 59.ru | 258 338 | 27 | 951 524 | 156 600 |
3. | V-kurse.ru | 160 040 | 16 | 1 099 196 | - |
4. | Rifey.ru | 121 156 | 46 | 241 879 | - |
5. | Business-class.su | 92 238* | - | - | 55 900 |
6. | Vetta.tv | 54 211 | 28 | 141 658 | - |
7. | Permnews.ru | 35 333 | 53 | 69 827 | - |
8. | Zvzda.ru | 31 675* | - | 69 980* | - |
9. | Газета Звезда (zwezda.su) | 30 743 | 52 | 63 924 | - |
10. | Echoperm.ru | 23 977 | 53 | - | - |
* — данные Метрики.
В последнем столбце таблицы для сравнения приведены данные из Яндекс.Радара, в случае, если они есть. Они представлены у тех изданий, информация о которых находится в открытом доступе или такие данные предоставили редакции изданий.
Федеральные и сетевые издания
До запуска Яндекс.Радара мы считали, что федеральные сайты имеют гораздо большую аудиторию из региона и опережают местные СМИ с большим отрывом — ведь их финансовые и медийные возможности заметно выше, а набор тематик, который они освещают, активно продвигается, в том числе посредством ТВ. Наличие пермской редакции или собкора, в теории, тоже должно давать дополнительную аудиторию в регионе. Рейтинг показывает, что это не так.
По факту, только агрегатор Яндекс.Новости (по данным самого Яндекса), имеет заметную долю ежедневной аудитории в регионе в районе 80 тыс. посетителей в день, и очень плотный контакт в течение периода (люди пользуются им часто), при этом месячный охват у него ненамного опережает сами СМИ. Остается неизвестными доля агрегатора Новости.Mail.ru, который не участвует в Радаре, но агрегатор Рамблер.Новости «болтается» в нижней половине топа после пермских СМИ. Новостные СМИ при этом имеют соразмерные региональным дневные аудитории (15–30 тыс. уников в сутки), а месячные охваты ненамного опережают регионалов.
Сам список участников и их расположение не выглядят неожиданным. Присутствие в топе крупнейших федеральных холдингов очевидно. В этом году мы не стали притягивать «за уши» в список все федеральные или сетевые издания с редакцией и корреспондентами в Перми по принципу «чтобы были», поэтому в ТОП-10, впрочем как и в ТОП-30, их нет.
Самые посещаемые пользователями из Пермского края федеральные СМИ
СМИ | Общее количество посетителей кросс-девайс за 1–26 ноября (Я.Радар) | Средняя дневная аудитория из региона (Я.Радар) | |
---|---|---|---|
1. | Комсомольская правда (kp.ru) | 245 997 | 22 619 |
2. | РИА Новости (ria.ru) — нет пермской вкладки | 225 337 | 30 710 |
3. | Вести.ru (vesti.ru) — нет пермской вкладки | 184 544 | 18 100 |
4. | Lenta.ru — нет пермской вкладки | 168 306 | 19 400 |
5. | Аргументы и факты (aif.ru) | 141 089 | 9 800 |
6. | РосБизнесКонсалтинг (rbc.ru) | 140 663 | 16 100 |
7. | Газета.ru (gazeta.ru) — нет пермской вкладки | 134 283 | 13 100 |
8. | Russia Today (rt.com) — нет пермской вкладки | 127 980 | 14 100 |
9. | Московский Комсомолец (mk.ru) | 118 581 | 11 700 |
10. | Коммерсантъ (kommersant.ru) | 93 517 | 8 300 |
11. | Ура.ру (ura.news) | 89 974 | 7 900 |
12. | Pro Город Пермь (progorod59.ru) | 86 178 | 6 000 |
Выводы и тренды
Прирост региональной аудитории продолжает замедляться, остается надеяться на сокращение цифрового неравенства и развертывание 4G в регионах Прикамья. Соответственно, проводной интернет расти практически не будет.
Мобильный трафик в целом по рунету догонял, догонял, но так и не догнал «десктопный» за все эти годы. Скорее всего, дата Х наступит в 2019 году. Но это не относится к рынку новостей — здесь мобилизация идет гораздо активнее. Android еще в прошлом году стал основным устройством для чтения новостей для участников рейтинга Li.ru. Доля читателей новостей на телефоне колеблется у разных изданий от 40 до 70%.
Лидера с заметным отрывом в регионе так и нет, в отличие, к примеру, от Челябинска и Екатеринбурга. Общие цифры охвата почти не меняются, но крупнейшие порталы после запуска новых технологических решений — «вечных» лент и дистрибуции контента в разных платформах добились высоких показателей просмотра одной единицы контента — теперь аудитория топовых сюжетов может достигать 30–60 тыс. посетителей, плюс десятки тысяч просмотров в соцсетях, против в среднем 5–10 тыс. тремя годами ранее.
По сравнению с прошлым замером — общетематические СМИ теперь заметно опережают по аудитории «деловые» издания, хотя это скорее не их заслуга, а потеря темпа деловыми СМИ.
Трафик из агрегатора Яндекс.Новости давно перестал быть местом спора и заметного трафика для большинства порталов. На первых местах — трафик из VK.com и Яндекс.Дзен.
Техническая (неинтересная) часть
1. Рейтинг составлен на основе открытой статистики LiveInternet.ru, Яндекс.Метрика, Яндекс.Радар. Часть СМИ свои счетчики частично или полностью закрывает, и предоставляли свои данные по нашему запросу.
2. Охват аудитории в Li.ru («Общее количество посетителей за 31 день») означает, что учтены все посетители, которые побывали на сайте хотя бы один раз в течение месяца. При этом они могли посещать его многократно (оставаясь по-прежнему одним посетителем), но если они делали это с разных устройств (мобильный и ноутбук) — для Li.ru это два разных посетителя.
3. Яндекс.Радар считает аудиторию с помощью Яндекс.Крипта, поэтому в его статистике высока вероятность, что он сосчитает одного посетителя, пользовавшегося разными устройствами, один раз. Поэтому цифры Радара могут быть чуть ниже, чем Li.ru.
4. Прочерки в таблицах продолжают заполняться по мере поступления объективных данных от заинтересованных участников.
Данные по состоянию на 21 ноября 2018 года, данные из Яндекс.Радар - по состоянию на 26 ноября 2018 года.