Posted 17 февраля 2011, 04:30

Published 17 февраля 2011, 04:30

Modified 2 марта 2023, 18:01

Updated 2 марта 2023, 18:01

Марина Литвинович: Пермские блогеры влияют на власть

17 февраля 2011, 04:30
Известный блогер и правозащитница Марина Литвинович рассказала Properm.ru о настоящем и будущем российской блогосферы.
Марина Литвинович - фигура в политическом и Интернет-пространстве России весьма известная. Оппозиционный политтехнолог, журналист, правозащитник - у Марины много амплуа. Однако в сознании многих она была и остается блогером и одним из первопроходцев в отечественной Интернет-журналистики. И это не удивительно, поскольку Марина стояла у истоков таких уже ставших культовыми онлайн-изданий, как «Lenta.ru», «Gazeta.ru», «Русский журнал».
В Пермь Литвинович приехала с курсом тренингов для руководителей некоммерческих объединений и круглым столом на тему «Блоги и социальные сети в пермской гражданской практике: опыт, успехи, перспективы». В перерыве между тренингами Марина дала интервью
.
— Марина, кем сегодня является блогер?
— Если мы говорим об активных блогерах, то это, безусловно, новый тип общественного активиста. Это люди, которые начинают писать и становятся новыми общественными деятелями — наполовину журналистами, наполовину — политиками. Я вижу, что сегодня и в регионах есть формирование новой группы людей, которые озабочены какими-то проблемами и привлекают внимание через записи в блогах.
— Хороший блогер обязательно должен быть журналистом?
— Чтобы описать какую-то проблему или написать проект, необязательно писать красивым языком. Важно то, о чем вы пишете и это должно быть достаточно эмоционально. А если вы предлагаете какой-нибудь гениальный проект, то, как бы вы не написали, он получит резонанс. То есть журналистских требований — писать четко и складно — здесь нет. Главное — чтоб человек имел светлую голову, креатив и идеи.
— Насколько вы знакомы с пермской блогосферой?
— По моим наблюдениям, в Перми активная блогсфера, и во многом это связано с тем, что сам регион находится в выигрышной ситуации, потому что местная власть является продвинутой не только в Интернете — в блогах и социальных сетях, но и ориентирована на развитие региона. Это оказывает влияние на мышление людей. Если в регионе скучно и ничего не происходит, а старая власть хочет только консервировать, а не развивать, то в такой ситуации что-то делать крайне тяжело. В Перми же ситуация уникальна тем, что активный класс блогеров может влиять на власть и предлагать свои идеи; а власть замечает явления благодаря тому, что ее представители сами являются блогерами и настроены на перемены.
— А как обстоят дела в других регионах? Там власть не ведет блоги?
— В других регионах сложнее, там любая инициатива блогеров наткнется на непонимание властей, неготовность воспринимать сигналы и инициативы из Сети. Во многих регионах блоги представителей власти формальные, их ведет пресс-служба. А здесь я вижу, что есть реальное взаимодействие. Губернатор читает и реагирует на посты блогеров. Фактически создан прямой канал связи. Если человек будет писать что-то реально интересное, власти скорее всего на это обратят внимание. Поэтому местным блогерам надо этим активнее пользоваться.
— У вас нет ощущения, что Перми в блогосфере стало слишком много?
— Пермь получила хороший пиар в блогосфере, потому что сюда приехало много людей из других регионов. Марат Гельман, Никита Белых, Артемий Лебедев — все они известные блогеры. Поэтому тема Перми стала темой федеральной. Совсем недавно вся российская блогосфера обсуждала новые остановки. То есть, казалось бы, совсем простая вещь, которая здесь кому-то и не нравится, для людей из других городов становится объектом зависти...
— Завидуют все-таки?
— Конечно! Я знаю очень многих людей, которые в первый раз едут в Пермь и говорят, что в первую очередь они хотят посмотреть на остановки. Как будто это главное достижение!
(смеется)
Поэтому пиар Перми как места, где что-то происходит, — это очень хорошая кампания, которая в ближайшее время подтянет сюда много людей из других регионов. Потому что люди когда хотят что-то сделать и чувствуют, что в других городах рамки более свободны, они будут приезжать в места, где ощущение свободы больше.
— Какие примеры хорошего пиара в блогах Вы можете назвать?
— Я в основном слежу за темами, которые из регионов выходят на федеральный уровень. Одна из последних региональных историй — как парень из Волгограда рассказал в блоге о том, как его жена с ребенком лечились в Филатовской больнице Москвы, и ей приходилось в ужасных условиях долгое время спать на стуле. История написана простым языком, человеком из региона, но она сопровождалась фотографиями, была очень эмоциональной. Поэтому любая история, правильно поданная, потенциально может выйти на федеральный уровень. И люди часто пытаются решить региональные проблемы с помощью блогосферы.
— Сегодня человек может заработать на своем блоге?
— Да, хотя пока это свойственно для московских блогеров, для тех, у кого есть тысячи друзей. Вообще есть два явления в блогосфере: когда люда честно пишут, что это реклама и когда публикуют скрытую рекламу, не признавая, что пишут за деньги. Первая ситуация — правильная, вторая — немного нечестная. И на региональном уровне такие вещи можно развивать. То есть если есть
1-2
тысячи подписчиков, то и местные компании в один момент поймут, что, размещая свою информацию, можно заинтересовать целевую аудиторию. Важно помнить при этом, что скрытая реклама бьет по доверию блогеров.
— Можно ли найти баланс между рекламой и интересным блогом?
— Блогеры, которые зарабатывают на рекламе, должны и сами быть интересны. Это как в газете: есть контент, статьи и в некоторых местах — реклама. Люди в большинстве покупают газеты не из-за рекламы, а чтобы узнать новости, а рекламу получают как довесок. Главное — чтобы были читатели и интересные темы. А писать интересно можно хоть о чем, ведь люди ежедневно сталкиваются с миллионном тем и проблем, о которых хотят узнавать и читать.
— Социальные сети, личные дневники, живые журналы... Во что в будущем преобразуется это поле?
— Сейчас активно развиваются блоги и социальные сети. В соцсетях происходят сильные изменения: сайт «Одноклассники» теряет пользователей и влияние, сейчас растет популярность других сетей — «ВКонтакте», «Facebook». В каждой сети — разная аудитория: в «ВКонтакте» — это студенты, школьники, офисные работники, в «Facebook» — представители бизнеса, журналисты. Если говорить об общественной жизни и политике, то блоги и социальные сети по-новому структурируют общественное пространство. Получают возможность высказаться люди, которые были в тени. Любой талантливый человек с помощью блога может стать известным, привлечь внимание, найти деньги на свои идеи и воплотить их в жизнь. Эта среда дарит новые шансы людям, появляются новые активные блогеры, которые берут на себя функцию журналистов, расследователей, комментаторов... Прогноз такой...
— Будем надеяться, что он сбудется...
— Да, он очень позитивен. Я позитивно смотрю на это, не поддерживаю тенденцию ругать общество за то, что оно костно, ничем не интересуется... Я отчетливо вижу, что растет новая активная часть общества, которая хочет и может действовать. И эти люди рано или поздно будут востребованы. Сработает кадровый лифт, и они встанут у руля власти и бизнеса.

Беседовала Лейла Сазонтова
Подпишитесь