Posted 27 апреля 2012,, 09:59

Published 27 апреля 2012,, 09:59

Modified 2 марта 2023,, 17:59

Updated 2 марта 2023,, 17:59

Александра Федоренко, Mail.ru: «А что вы готовы делать на пятьдесят тысяч? И тишина»

27 апреля 2012, 09:59
Ирина Шульц
Руководитель Mail.ru на Урале рассказывает Properm.ru о проблемах интернет-бизнеса и жестоком кадровом голоде.

Быстрое развитие отрасли заставляет интернет-компании заниматься активным наймом: острый дефицит кадров ощущается как на уровне руководителей, так и на уровне специалистов. Нужны люди в продажах, в продвижении, в развитии бизнеса. Абсолютно точно можно прогнозировать стабильно высокий спрос на ИТ-специалистов, sales-менеджеров, интернет-маркетологов, руководителей проектов.

Ситуация в регионах еще жестче, чем в столице. Ведь даже привлекательные финансовые условия, хороший соцпакет, отличные условия труда не могут привлечь сотрудников. Потому что их просто здесь нет!

Количество вузов и других учебных заведений, которые учат по тематике «интернет-бизнес» практически равно нулю. ВУЗы, в силу неповоротливости нашей системы образования, сейчас не могут удовлетворить спрос на профессионалов в сфере интернет-бизнеса. На минуточку представим, что наши ВУЗы все-таки начали готовить специалистов для интернет-бизнеса. И у нас, интернет-компаний, появилась возможность брать сотрудника прямо из учебного заведения. Думаю, в такой ситуации мы столкнемся с проблемой, которую уже много лет испытывают на себе другие сегменты рынка: слабый уровень практической подготовки.

По-хорошему, ВУЗам нужно задумать не только о введении специальностей по интернет-бизнесу, но и активно привлекать к преподаванию именно практиков. И обязательно включать в учебный процесс не просто практику, а длительные стажировки (не менее трех-четырех месяцев), как это делают швейцарские учебные заведения: полгода — теория, полгода — реальная работа. Я уверена, что это повысит уровень подготовки специалистов.
Но это — ситуация из будущего.

Сейчас брать выпускника ВУЗа весьма рискованно. Профильного образования у него нет, практическая подготовка равна нулю. Поэтому не совсем понятно, что получится из молодого специалиста, и получится ли вообще. Компания может в него инвестировать, а на выходе получить zero. И еще один минус — это неоправданно высокие зарплатные ожидания, которые демонстрируют нынешние выпускники.

Меня каждый раз удивляют заявления претендентов на вакансию: «Хочу пятьдесят тысяч». Похвально! Спрашиваю: «А что вы умеете, что готовы делать на эти пятьдесят тысяч?» И тишина. Как говорится, «молчанье было ей ответом»: диплом есть, но выпускник ничего не умеет. В результате такой ситуации с ВУЗами, интернет-компании вынуждены либо брать сотрудников с рынка, либо выращивать.

В случае если компания переманивает сотрудника, она сразу получает квалифицированного специалиста, имеющего опыт работы. Плюс переманивания — компании нет необходимости вкладываться в сотрудника и обучать его. Минусов же, на мой взгляд, несколько. Это и низкая лояльность на входе, и возможность ухода, и необходимость платить более высокое вознаграждение, и непредсказуемость результатов работы, так как достижения на предыдущем месте не гарантируют успех на новом. В моей практике были такие ситуации: мегапродавец, перейдя на другую интернет-площадку, не показывал хороших результатов, объемы продаж были очень даже средненькими.

Раз уж ВУЗы пока не могут нам помочь, а переманивание несет с собой большое количество минусов, то упор нужно делать на выращивании кадров. Хотя и здесь нас ждут подводные камни. Первый камень — это потеря времени, а с ней и упущенная выгода: сколько может заработать квалифицированный сотрудник за те полгода, которые мы будем обучать новичка. Второй камень — это потеря некоторого количества финансовых средств в виде инвестирования в обучение нового сотрудника. При этом никто вам не обещает, что после обучения вы получите бриллиант, который засияет всеми своими гранями. Вы ведь можете получить средний результат. Да, он будет работать, но звезды с неба — не для него. В общем, инвестиции в нового сотрудника — это как инвестиции в любом другом бизнесе: можно получить доход, а можно потерять. А человеческий фактор просчитать, как мне кажется, ой как нелегко.

В любом случае пока у нас есть только два пути: переманивать и выращивать. Можно выбрать один путь, а можно — сразу два. И у каждого из них есть свои достинства и недостатки. Если нужен сотрудник здесь и сейчас, практически за любые деньги — смотрим в сторону конкурентов и не забываем, что в любой момент такой сотрудник может уйти. Если время позволяет, если есть те, кто умеет научить — берем новичка и помним, что не каждый новичок может стать звездой.

"