Posted 21 ноября 2012, 09:32
Published 21 ноября 2012, 09:32
Modified 2 марта 2023, 17:18
Updated 2 марта 2023, 17:18
Участники форума ClosedTown — основатель, генеральный директор сервиса для обучения языкам LinguaLeo Айнур Абдулнасыров и технический директор LinguaLeo Алексей Один рассказали Properm.ru о том, как развивался стартап LinguaLeo. Судя по их словам, это походило на американские горки в диких джунглях.
— Айнур, как в интернете появился вечно голодный лев, который всех заставляет изучать английский язык?
— LinguaLeo зародился в Перми. Во-первых, отсюда родом Леша (Алексей Один, технический директор LinguaLeo — Properm.ru), и здесь, на конвенте, мы познакомились с инвесторами. В итоге сегодня LinguaLeo — это самый популярный онлайн-сервис для изучения английского языка, насчитывающий 2,5 миллиона пользователей.
— По миру?
— Нет, по СНГ, мы только с СНГ работаем пока, но выходим на Бразилию. При этом мы по посещаемости как Busuu, Livemocha, Englishtown, то есть три наших главных конкурента, которые работают по всему миру.
Примечателен сервис тем, что он условно-бесплатный, то есть можно изучать слова и фразы, проходить курсы, развивать навыки владения английским языком и получать за это очки опыта и прокачивать персонаж — льва — до 45-го уровня.
— Почему выбрали льва?
— Иностранный язык для человека как непроходимые и непонятные джунгли, но осваивая территорию за территорией, материал за материалом, ты прокладываешь в них себе дорогу. Лев — это царь зверей, существо, которое чувствует себя очень уверенно в самых непроходимых местах.
— Основная идея проекта — положить в его основу игровой сервис?
— Да, использование игровой механики сегодня популярно в IT-проектах, это общий современный тренд, повышает мотивацию в образовании, позволяет приятно и интересно изучать язык. Команда LinguaLeo очень много работает над мотивацией пользователя, мы даем ему возможность заниматься по интересным тематическим материалам на английском языке: любимым песням, аудиокнигам, видеопрезентациям, мультфильмам. Можно участвовать в интерактивных тренировках, улучшать восприятие на слух, расширять словарный запас, проходить курсы на грамматику, соревноваться с друзьями и за это получать очки опыта.
— У конкурентов всего этого нет?
— Многого из перечисленного нет.
— Кто создает контент, сами пользователи?
— Есть аутентичный контент, который сами пользователи набивают, а есть редакторский, который мы добавляем.
— Как идея зародилась?
— Когда я учился в высшей школе экономики, у меня был первый оффлайновый проект — «Клуб носителей языка». Это была, по сути, языковая школа для индивидуального обучения с преподавателями-носителями 12 языков в Москве. За три года проект вырос, состоялся, и к моменту выпуска из ВУЗа я уже очень много узнал об этом рынке, о методиках, о технологиях. Я понял, что людям нужно, и появилась идея, как сделать интерактивный, мультимедийный продукт, который позволит людям в игровой форме изучать английский, видеть прогресс в реальном времени, и чтобы это ещё было интересным бизнесом. Я написал концепцию, нашел команду.
— Кто стал вашими бизнес-ангелами?
— Первые инвестиции — 200 тыс. долларов — мы получили от предпринимателей из сферы образования. Но все началось с того, что мы написали на «Хабре» (habrahabr.ru — Properm.ru) о том, что сделали, как, для кого и почему. За три дня у нас зарегистрировалось 20 тысяч пользователей. Хабра-эффект сработал, потом о нас написали журналисты и пошло. Собрали команду и поехали в Таиланд на шесть месяцев. Алексей Один впоследствии стал ключевым членом команды. За шесть месяцев мы впятером сделали бета-версию, запустили её 1 марта 2010 года.
Потом у нас, как и бывает у стартапов, наступил такой период, когда наши финансовые ожидания не оправдались. В Таиланде мы рассчитывали получить инвестиции от очень крупного стратегического инвестора, но тема не прошла. И хорошо, что не удалось, потому что нас бы сожрали и не дали бы развиваться.
В итоге денег на развитие мы не получили, заморозили проект и сами рассосались по своим делам. Два года назад мы попали на пермский инновационный конвент, меня позвали туда рассказать историю успеха клуба носителей языка. А Леша к тому моменту был в Перми и думал о том, что он хочет найти способ возродить LinguaLeo.
На одном из кофе-брейков я познакомился с сооснователями компании «Ваш репетитор» Егором Руди и Сергеем Белоусовым. 30 декабря 2011 года мы подписали предварительное соглашение с Runa Capital (партнер компании — Сергей Белоусов — Properm.ru). В мае мы получили инвестиции в 3 млн долларов. Сейчас мы снова выходим на прибыльность, в компании работает 50 человек, на сервисе зарегистрировано 2,5 млн пользователей.
— На рекламу на первых шагах не тратились?
— Нет, за первый год мы миллион пользователей набрали, а рекламу начали покупать только в 2011-м году.
— Расскажите про внутреннюю кухню, как у вас там все устроено.
— Из 50 сотрудников компании 35 — это разработчики, дизайнеры. Нам всегда было пофиг на географию, у нас половина людей из других регионов, из Москвы пара человек, некоторые специально переезжают к нам.
— Обратно в Таиланд работать не хотите перебраться?
— Мы уже были в Черногории, это был наш второй «выездной» опыт работы. Была идея остаться там жить, но это тяжело, права пословица «Не живи слишком долго на острове, станешь слишком мягким, не живи слишком долго в мегаполисе, станешь слишком жёстким». Мы будем выезжать куда-нибудь раз в год на два месяца, не дольше.
— Сейчас на маркетинг тратитесь?
— Тратимся, но немного, в основном работают социальные сети.
— Чем займетесь после покорения Бразилии?
— Европой, там, как и в Бразилии, совсем другой рынок, есть чему поучиться. Потом, конечно, Япония, Южная Корея, Китай и Восточная Азия. В конце концов США.
— Там какой язык будет?
— Испанский. У нас сейчас три цели: доработать сам продукт, потому что мы хотим новые виды упражнений, навыки прокачивать разные, делать процесс ещё более интересным и увлекательным. Во-вторых, это multi-platform, развитие мобильных приложений. Уже есть для айфона, андроида, для винфона, скоро ещё будет для айпада и для винфона бета-версия уже вышла. Есть у нас браузерные плагины для пяти браузеров.
— Бесплатные?
— Да. Ты можешь ходить, кликать по словам в интернете незнакомом, англоязычном интернете, добавлять неизвестные слова в словарь, видеть транскрипцию.
— Переводов не бывает?
— Переводов целиком нет. Мы не переводчик, мы обучающий сервис. И ещё, конечно, хотим сделать десктоп клиентов, мы мультиплатформенные. И третья наша цель — масштабирование на языки и страны, то есть сейчас это изучение английского языка для русских, бразильцев и так далее и так далее, потом это новые языки — французский, немецкий, испанский, итальянский, китайский, японский, арабский, турецкий.
— Расскажи, что сейчас происходит на рынке, где вы работаете?
— Наш бизнес — это американские горки. Пока не появились приложения в социальной сети, капитализация была низкая. Приложение появилось, капитализация подросла, потому что появилась бизнес-модель. Сейчас мне кажется, что количество Фейсбука может перерасти в качество, поэтому в Фейсбук я верю, несмотря на то, что там неприятная история с переоценкой произошла во время IPO. Но, насколько я знаю, это было не добровольное IPO, там есть нюанс, что их стало более 50 тыс. акционеров, и просто по законодательству это не совсем та история, в которой можно обвинять в умышленном и неправильном позиционировании команду Фейсбука. Возможно, кто-то хотел навариться. Я думаю, Цукерберг не рад. Но мне кажется, Фейсбук ещё покажет.
— У вас модель монетизации не зависит от рынка?
— Мы работаем с совершенно конкретным рынком и совершенно конкретной проблемой. Мир становится все более глобальным, людям нужно изучать языки, если ты владеешь хотя бы английским, твои возможности расширяются, твоя зарплата выше на 30–40%, не говоря уже про другие языки. Мы сами видим большую ценность в том, что делаем.
— Зачем вы сейчас приехали в Пермь?
— Это дань городу. Два года назад именно здесь возродился проект.