Posted 8 июля 2008,, 08:47
Published 8 июля 2008,, 08:47
Modified 2 марта 2023,, 17:39
Updated 2 марта 2023,, 17:39
Гигантская резиновая змея может стать будущим возобновляемых источников энергии. Колеблющаяся «анаконда» производит электричество из энергии движущихся волн. Разработчики говорят, что способны получать больше энергии, чем существующие приливные установки, а обслуживание будет потреблять меньше средств.
Бывшие физики, Френсис Фарли (Francis Farley) и Род Рейни (Rod Rainey), из Atkins Global задумали гибкий цилиндр, заполненный морской водой. Конструкция ведет себя в воде как ветряк. Движущаяся волна деформирует стенки цилиндра и внутри создает волну избыточного давления, движущуюся вдоль стенок. Когда она доходит до конца цилиндра, это давление заставляет вращаться турбину и вырабатывать электричество.
Полномасштабная модель имеет 7 метров в диаметре и длину 200 метров, по проекту ее необходимо посадить на якорь на глубине от 40 до 100 метров. В данный момент, Университетом Саутгемптона проводятся испытания уменьшенной версии в специальном резервуаре. Ее макушка едва сминается средой, и видно, как выпуклости движутся вдоль стенок к концу.
«С инженерной точки зрения, это устройство не похоже ни на одну прибрежную установку», — говорят разработчики. «Это не постоянная конструкция как нефтедобывающая платформа, но и не ведет себя как, например, лодка». Предварительные результаты обнадеживают. Подбором диаметра, гибкости и толщины резинового цилиндра возможно придать скорость движения областей избыточного давления внутри равную скорости движения волн снаружи. И в результате можно более эффективно использовать энергию волн.
Полномасштабная модель будет вырабатывать 1 МВт, что достаточно для обеспечения энергией 200 домов. Для сравнения, каждый сочлененный стальной цилиндр приливной электростанции системы Pelamis, расположенной в Португалии, вырабатывает около 0,75 МВт.
Проект Анаконда, по мнению разработчиков, способен более успешно решить задачу выработки приливной энергии. Океан — очень враждебная среда. Конструкция должна сохранять работоспособность даже после штормов. К тому же, морская вода коррозирует металлические детали, делая их обслуживание более дорогим. Конструкция из резины с несколькими механическими частями, имеющими контакт с морской средой, будет более устойчива.
Испытания модели в масштабе 1:3 будут проходить в течение этого года, запуск в коммерческое использование ожидается через 5 лет.