Posted 30 сентября 2014,, 03:00
Published 30 сентября 2014,, 03:00
Modified 2 марта 2023,, 17:26
Updated 2 марта 2023,, 17:26
Впервые машину съемочной команды я увидел под окнами редакции — бордовая «LADA Granta» с непонятной конструкцией на крыше и свердловскими номерами. Прохожие бросают любопытные взгляды, проходя мимо.
Со стороны Соборной площади выходит молодой человек в желтой футболке, увлеченно разглядывающий что-то на планшете. Он — один из тех, благодаря кому появляются панорамы на «Яндекс.Картах». Договариваемся созвониться и расходимся.
Утро. Встречаемся на улице Пермской. Машина прогревается, «голова», как называют ее мои новые знакомые, уже установлена и напоминает маленького рыцаря в квадратныx доспеxаx, оседлавшего бордового дракона.
Владимир и Алексей в Перми уже почти две недели. В команде, которая готовит материал для «Яндекс.Карт», всегда два человека: водитель и оператор. У каждого свои задачи. Работа сезонная — съемки проходят летом и осенью. Яндекс обновляет панорамы раз в несколько лет, но кроме него у компании «Cityscanner» есть и другие заказы.
Алексей — улыбчивый молодой человек лет 27. Шесть лет проработал в сфере продаж и решил сменить работу. Объявление о вакансии увидел в социальной сети. «Появилась информация, что для съемок в Перми нужен человек со своим автомобилем, укомплектованным рейлингами. Я подумал и согласился», — рассказывает Алексей.
С Владимиром мы познакомились чуть раньше, именно его я ошарашил предложением сделать репортаж. Тогда он показался мне суровым айтишником — борода, длинные волосы, убранные в хвост и холодный взгляд за стеклами очков. Сегодня он дружелюбен и общителен. Владимир в команде выполняет роль оператора.
Каждое утро ребята начинают с того, что устанавливают «голову» на крышу машины и обсуждают маршрут. На приготовления уходит 15 минут.
— Это все разработано инженерами нашей компании, — рассказывает Алексей. — Вообще «голов» несколько. Они имеют романтические технарские названия. Наша — «альфа». Есть «бета», «гамма» и «дельта». Остальные три сейчас снимают Питер.
Снизу металлической коробочки приклеена аккуратная «α». Внутри — четыре зеркальных фотоаппарата с объективом «рыбий глаз».
— Кроме фотоаппаратов, в устройство входит высокоточный GPS-приемник, который умеет «отдавать» точное время и положение в пространстве за счет гироскопов, — рассказывает Владимир.
— Как реагируют люди, когда видят вашу машину?
Алексей: Вот эта штука появилась здесь не случайно (показывает на наклейку со знаком ограничения скорости и подписью «Яндекс.Панорамы»).
Владимир: Мы ее наклеили, чтобы меньше вопросов задавали. Все спрашивают, интересуются. Самое популярное — люди думают, что мы снимаем нарушения ПДД для полиции. Стараются ехать аккуратнее, по правилам.
Алексей: Это идеальная машина для тех, кто любит привлекать внимание. Наверное, так себя чувствуют люди на Bugatti Veyron (смеется).
«Этой штучкой» оказался инвертор. «Это простой коммутационный блок. У нас есть второй аккумулятор, который лежит в багажнике. Питание идет от него. Один переключатель подключает съемочный комплекс. Второй — подключает второй аккумулятор к бортовой сети для подзарядки. «Голова» очень энергозависимая. Долго ловит спутники и все такое. С помощью этой системы съемочный комплекс продолжит работать и при выключенном двигателе» — объясняет Алексей. — Под моим сидением лежит блок, который не желательно запинывать. Осторожно, куча проводов. Остальное — все как в «Ладе гранте» со скрипучими дверями, — дает наставления Алексей. — Вот эту штучку не роняйте и тумблеры не выключайте. А если будете выключать, то хотя бы сообщите нам.
Усаживаемся в автомобиль — пора за работу. Время, отведенное панорамщикам на съемку длится не долго — «пока солнце высоко». Выходных нет, только если весь день льет проливной дождь. В день выходит около девяти тысяч фотографий.
Все задание съемочной группы отмечается на карте. Задания есть двух типов: делать снимок раз в 20 или 50 метров.
В Перми ребятам нужно отснять 250 км: в левобережной части города (центральные улицы, новые развязки, Кондратово, Лёвшино). В правобережной части обновятся снимки микрорайона Судозавод, нескольких улиц в Дзержинском районе.
— Центральные улицы снимаются раз в 20 метров, улицы за пределами центра, обычно только крупные, снимаем раз в 50 метров. Маршрут выбираем сами, — рассказывает Владимир.
— То есть снимаете не только центральные улицы?
— Есть и периферия. Есть у вас такая улица Сусанина. Это у нас теперь просто локальный мем. Теперь мы всякие дебри называем «улицей Сусанина», — оживляется Алексей. — Задание выставляется полуавтоматически, и не всегда понятно, где можно проехать, а где нельзя. На улице Сусанина мы один кусок снимали часа три! Трижды пытались заехать по этой дороге. Сначала с одной стороны, потом с другой. Потом завязли. Просто трофи устроили. В итоге оказалось, что она еще и перекрыта посередине. В Перми сильно злоупотребляют несанкционированным перекрытием движения, шлагбаумами все просто больны. Заезжаешь с одной стороны, едешь-едешь — бах, шлагбаум. Закрыт на ключ. Никак не объехать. Приходится объезжать квартал и заезжать задом, чтобы сделать снимок. Это у нас называется «телепорт».
Владимир просматривает карту и планирует поездку — сегодня рабочий день начнется в центре. Команде предстоит переснять кусок Комсомольского проспекта.
— По плану мы должны были снять Пермь за неделю, но погода все испортила дождями и даже градом. В дождь нельзя снимать — «голова» не водостойкая, плюс объективы заливаются водой — фотографии получаются очень плохими, — сетует Владимир.
Важную роль в съемках играет положение солнца. Когда светило в центре кадра, тени глубокие и фотографии получаются не очень хорошими.
— Кстати, мы уже стоим на задании, — вступает в разговор Алексей. — Красная точка — это мы (показывает жирную отметку на карте). Часть мы проехали, до «кирпича». А вот эту — предстоит снимать со штатива через каждые 20 м.
Там, где проехать на машине нельзя, ребята готовят материал пешком. Берут в руки фотоаппарат, поворотный штатив и вперед.
— Снимаем раз в 60 градусов каждые двадцать метров, — объясняет Владимир.
— Только снимаем почему-то Епархию, — добавляет Алексей.
Кроме пешеходной части Пермской, штативные съемки намечены у собора Петра и Павла, Храма Всех Святых, Свято-Троицкого кафедрального собора, Пермского Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря.
Плавно трогаемся, с Пермской выруливаем на Комсомольский проспект и начинаем медленно двигаться в сторону галереи. Смотрим на карту — фиолетовым отмечено то, что нужно снимать раз в 20 м, зеленым — раз в 50 м.
— Яндекс дает задание компании. Мы снимаем, обрабатываем фотографии, панорамы склеиваются и привязываются к точкам GPS. В этом виде они отдаются в Яндекс. Через некоторое время они появляются на «Яндекс.Картах», — объясняет Владимир, не отрываясь от ноутбука.
— Разворачиваемся у галереи и начинаем снимать! — бросает Алексею и продолжает: — На экране мы видим карту, справа появляются миниатюрки — это снимки в четыре стороны.
Начинаем движение. Съемка идет автоматически. На экране одна за одной появляются жирные точки. Это фотографии привязываются к координатам на карте. На каждом перекрестке оператор делает принудительную съемку — это необходимо для того, чтобы потом можно было красиво склеить панораму.
— Что необычное попало в объектив во время съемок?
— Материал мы не отсматриваем. Проверяем, конечно, чтобы не темно было и так далее. Смотрим, чтобы смазанных фотографий не было, но не более, — объясняет Алексей, притормаживая на перекрестке, чтобы оператор мог сделать снимок. — Многие смотрят нам в камеру, улыбаются, машут. Видели как дядьку какого-то били. Хотели посмотреть, но фотография как раз была сделана до и после этого места. Забавные кадры, наверное, получаются во двориках, где дядьки на улице в трусах стоят. Все это либо попадает в кадр, либо нет. Я думаю, у тех, кто отсматривает материал, работа смешнее.
После специального отбора на панорамах появятся только самые удачные кадры, без ненужных деталей. Такие фото, где лучше всего видны улицы, дома, перекрестки.
При проведении съемок у экипажа строгое ограничение по скорости — 30 км/ч, при хорошем освещении — 40 км/ч. «Сорок — это мы уже разогнались и лихачим», — шутят ребята. Чаще всего съемочная «гранта» занимает среднюю полосу движения. Чтобы не злить водителей, Алексей включает «аварийку» и едет свои 30 км/ч. Реагируют по-разному, чаще подъезжают и расспрашивают. Некоторые не понимают, что происходит и продолжают ехать за машиной несколько километров.
— Единственный недовольный дяденька был на «Оде». Он обгонял нас с креном на бок и что-то громко орал из окна. Остальные видят, что мы занимаемся делом, понимают и прощают, — рассказывает наш водитель, не отрываясь от дороги.
Подъезжаем к Комсомольской площади: «Пока не снимаем. Давай до разворота, чтобы обратную сторону снять», — командует Владимир.
Аккуратно перестраиваемся из ряда в ряд — разворот на площади и поедем обратно.
— Здесь снимаем один съезд, — пальцем показывает Алексей. — У вас тут есть «клеверы», которые нам тоже нужно снимать. Мы их, бывает, снимаем по шесть часов. Нужно снять все съезды-выезды. Приходится ехать 30 км в одну сторону, 30 км в другую чтобы просто развернуться.
— Чего ты разогнался? Мы же снимаем, — контролирует оператор.
Притормаживаем, давая «ГАЗели» справа от нас первой проскочить перекресток. Владимир нажимает какое-то сочетание клавиш. Как в компьютерной игре, где надо успеть нажать на кнопку. Кадр есть — едем дальше.
— Центр легко снимать. Сначала в одном направлении параллельные улицы, потом в другом. Забавный случай был в Горьковском парке, — вспомнил Владимир. — У нас в задании есть пункт — снять немного места внутри парка. Мы приехали туда днем — люди гуляют, дети везде. Договорились с администрацией парка, что я пойду вперед, а Леха поедет за мной на машине. Теперь я на всех фотографиях в этом парке.
Самый часто задаваемый вопрос: «Когда и где можно посмотреть фотографии?». Его задают ребятам и прохожие, и водители. Съемки одновременно проходят в нескольких городах. После этого снимки будут готовиться к публикации. Если вдруг вы увидели эту машину на улице, то ищите себя на новых панорамах Перми через несколько месяцев.
Сейчас отснятый материал в Екатеринбурге на обработке, а панорамщики приступили к съемкам в Тюмени, которая встретила их «летом, холодной солянкой без лимона и каперсов и бесконечными односторонками».