Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Политика
25 августа 2009, 12:36

Дмитрий Медведев загрузил Кремль

Дмитрий Медведев загрузил Кремль
Как выполнить поручение президента о повышении сознательности муниципальных глав, ломают голову в Кремле.

Как выполнить поручение президента РФ Дмитрия Медведева о повышении сознательности муниципальных глав, прозвучавшее во время его недавнего визита в Зеленоград, ломают голову в Кремле, пишет сегодня «Независимая газета».

Напомним, тогда Медведев распорядился создать перечень критериев оценки работы градоначальников и придумать действенный механизм контроля над ними. Воплотить задуманное оказалось сложнее, чем планировалось. Экспертам правового управления президента надо избежать противоречий с Конституцией.

Источник, близкий к администрации президента, рассказал, что губернаторский корпус оказывает постоянное давление на президента из-за конфликтов с мэрами. Не секрет, что чуть ли не в каждом субъекте Федерации региональные начальники не в ладах с мэрами областных и республиканских столиц.

Дело еще в том, что во многих регионах население сосредоточено в областных центрах – на долю губернаторов приходится незначительная часть жителей глубинки. Губернаторам сложно влиять на мэров – ведь в Конституции муниципальная власть отделена от государства. Россия в свое время также стала участницей Европейской хартии местного самоуправления, гарантирующей статус и права муниципалитетов.

Одна победа у губернаторов уже есть: в своем Послании Дмитрий Медведев предложил наделить местные парламенты правом удалять безответственных мэров от должности. Причем с предложением отправить народного избранника в отставку к городским законодателям теперь может обратиться глава региона. «Эта законодательная инициатива первоначально задумывалась как профилактическая мера, ее еще называли foolproof (в переводе с английского – защита от дураков). То есть защита от мэров, которые находятся в бегах, под следствием, месяцами не появляются на рабочем месте», – отметил в беседе с корреспондентом «НГ» источник, близкий к главному правовому управлению президента.

Однако практика пока показывает, что губернаторы посредством президентского закона в приоритетном порядке предпочитают расправляться именно с неугодными мэрами. Но в большинстве случаев они терпят неудачу – отстраненные мэры, как правило, опротестовывают в судах решения горсоветов об их удалении с поста.

В обновленном законодательстве для удаления муниципальных глав есть только три основания: действие или бездействие мэра как причина появления задолженности по долговым или бюджетным обязательствам, неудовлетворительная оценка его деятельности в течение двух лет и невыполнение должностных обязательств в течение трех месяцев. В середине июля президент дал своей администрации поручение расшифровать второе основание – неудовлетворительную оценку деятельности мэров в течение двух лет. Он предложил разработать критерии оценки работы муниципальных глав по аналогии с теми, которые два года назад были придуманы для губернаторов.

В кремлевской администрации пока не решили: нужно ли прописать перечень критериев в 131-м федеральном законе о местном самоуправлении или сформулировать этот список как самостоятельную единицу? Ведь критерии оценки деятельности губернаторов не прописаны ни в одном законе. Обсуждается возможность привлечь к этому процессу полпредства. Представители главы государства недавно лишились одной из своих основных функций: подбора кандидатов на губернаторские посты, и теперь вполне могли бы заняться наблюдением за муниципальными начальниками. Во всяком случае, в тех регионах, где намечается тенденция к удалению того или иного мэра, к этому процессу уже проявляют повышенный интерес главные федеральные инспекторы. Впрочем, и тут полпредам помешает Основной закон, так как они, подобно губернаторам, не имеют права вмешиваться в муниципальную жизнь.