Posted 7 февраля 2017,, 15:20

Published 7 февраля 2017,, 15:20

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Про бизнес, кризис и налоги. Изучаем ход мысли Максима Решетникова, врио губернатора

7 февраля 2017, 15:20
Properm.ru изучил с десяток интервью врио губернатора, данные федеральным и московским СМИ с 2014 по 2017 год, и выбрал самые любопытные высказывания об экономике, развитии регионов и способах повысить зарплату.

Врио губернатора Пермского края родился в Перми в 1979 году. Окончил гимназию №17, классический университет. До окончания университета работал в «Прогнозе», а в 2000 году начал управленческую карьеру в администрации Пермской области. В 2007 году перешел в Минрегионразвития России. В 2009-м возглавил администрацию губернатора Пермского края, тогда же вошел в первую сотню резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом президента РФ Дмитрия Медведева.

В 2010 году попал в «команду Собянина». В 2012 году был назначен главой департамента экономической политики Москвы. Тогда же, по данным «РБК», Решетников занял второе место в списке самых богатых чиновников мэрии Москвы. Согласно декларации, за 2011 год он заработал около 6 млн руб. (для сравнения, Сергей Собянин отчитался о доходах в размере 5 млн рублей).


О себе.

— В конце 2000-х я работал в Минрегионе, наш департамент занимался оценкой эффективности деятельности глав субъектов, а у истоков создания этой системы как раз стоял Сергей Семенович. Через некоторое время он пригласил меня в аппарат — в качестве директора департамента государственного управления с широким функционалом. Это вопросы административной реформы, регулирования правоотношений в различных сферах (санитарный контроль, фитосанитарный контроль, техрегулирование и т. д.), с тем чтобы снизить административные барьеры, давление на бизнес. Второе направление — региональная политика и межбюджетные отношения, мы очень плотно взаимодействовали с Минфином, Минрегионом. Третье — разграничение полномочий местного самоуправления. Когда Сергея Семеновича назначили мэром, он пригласил работать в аппарате мэра. А два года назад предложили возглавить департамент экономической политики и развития Москвы.

Самым сложным в работе Решетников называет расстановку приоритетов при большом количестве задач, а также работу с наследием предшественников.

— Расставить приоритеты — задач много. Много инвестиционных проектов, концессии в медицине, в дорожном строительстве и т. д. Одновременно надо разгребать то, что осталось от предыдущей волны. Удивляешься: как же так можно было инвестконтракты заключать, что интересы города полностью проигнорированы? При этом сразу задумываешься: а что про тебя через несколько лет скажут? Параллельно нужно заниматься темой инвестиций, бюджетной политики, налогов, тарифов, общаться с бизнесом и т. д. В голове все время приходится держать очень сложную картинку.

О регионах

— На прошедшем в середине января Гайдаровском форуме я говорил о том, что меня как экономиста очень пугает то, что с 2011 по 2016 год число дефицитных регионов в стране выросло с 57 до 74, а к 2019 году, по оценкам экспертов, их будет 80. Эта тенденция создает гигантское давление на регионы-доноры, невольно вспоминаются годы, когда страна уже жила по принципу отнять и поделить. Невольно возникает вопрос: а ради чего это делается? Чтобы не было бедных? С экономической точки зрения итогом такой политики может стать то, что совсем не станет обеспеченных.

— Откуда берутся доходы в Москве? Взять те же налоги на имущество на юридических и физических лиц по кадастровой стоимости. Почему на всю страну в этот эксперимент вошло всего 28 регионов? А ведь мы зарабатываем еще и на платной парковке, и на патентах с мигрантов, экономим на тех же торгах. Москва готова поделиться опытом с другими регионами. Приезжайте, посмотрите, как делаются деньги в столице. Но кто приезжает в итоге? Кого это интересует? Скажу кого: Татарстан, Московскую область, Башкирию, Ростов и Тверь, Владимир… Это либо доноры, либо активные губернаторы, фамилии которых и так у всех на слуху. А тем, у кого в кармане пусто, им это не надо, они ждут, что им и так дадут. Вот в чем беда!

О кризисе

— Нынешняя ситуация (2015 год — прим.Properm.ru) налоговыми инструментами не лечится. Налоговые инструменты применяются, когда кризис циклический. Природа нынешнего кризиса — структурная и институциональная. Бессмысленно обсуждать, что мы сейчас налоги обнулим и все пойдет в рост. Причины ограничений — спросовые, в стоимости денег, неопределенности в экономике и оценке рисков. При этом все телодвижения в сфере налогов могут иметь очень большие фискальные последствия, мы можем разбалансировать региональные бюджеты, и без того находящиеся в сложной ситуации.

— Страшны же не скачки. Когда перетерпеть недолго — это сложно, но люди легче переносят, чем когда снижение небольшое, но надолго. Ситуация, в которой мы сейчас оказались, будет носить затяжной характер, поэтому мы и идем на системные решения.

— Нам не стоит ожидать, что это превышение (доходов) будет аналогичным тому, которое было в последние десять лет, когда за счёт крупной нефтегазовой ренты, которую страна и город получал, у нас так стремительно росли заработные платы и обгоняли инфляцию. К сожалению, рост реальной заработной платы и рост реальных доходов будет уже связан с ростом производительности труда. Поэтому в реальном выражении, чтобы больше получать, всё равно придётся больше работать или эффективнее.

— Надо быть аккуратнее. То есть, что если можно отложить какие-то городские затраты на потом, новые кредиты не брать. Ситуация нормализуется, но это не значит, что можно полностью вернуться к прошлой системе потребления. В будущее надо смотреть с оптимизмом, надо быть готовым больше и лучше работать, но и жизнь на потом откладывать точно не надо.

Об экономике субъекта

— Субсидии дает чиновник тому, кто, по его усмотрению, их достоин, а налоговые льготы получает тот, кто лучше работает. Чем больше ты заработал сам, тем больше тебе помогают. К тому же это улица с двусторонним движением.

— Экономия для столицы — это система мотиваций любого департамента, который знает: если он сумеет оптимизировать расходы на запланированные нужды, то сэкономленные деньги достанутся ему же для решения новых задач, повышения социальных выплат и так далее. Результат? 150 млрд руб. в год, сэкономленных в основном благодаря конкуренции на торгах.

О налогах

— Налоги могут быть высокими или низкими, это, может быть, даже не самое главное. Главное, чтобы их платили все в равной степени. Вот это, как ничто иное, важно для развития экономики, для честной конкуренции, для формирования единых для всех правил игры.

— Я далек от мысли обвинять бизнес. Есть отдельные недобросовестные бизнесмены, которые оптимизируют налоги. Но их даже недобросовестными нельзя назвать: с точки зрения города, конкуренции, они недобросовестны, а с точки зрения правовых конструкций вроде они все делают правильно. И честно говоря, если бы я работал на той стороне, я бы делал то же самое. Когда есть возможность безнаказанно оптимизировать налоги, не оптимизировать их — значит быть неконкурентоспособным. Такие правила игры. На рынке всегда очень жестко. Если рядом конкурент минимизирует издержки и это разрешено, а я все плачу — то разорюсь. Поэтому даже небольшого процента достаточно, чтобы испортить конкурентную среду и породить вирус неправильного поведения. Бизнес ведет себя настолько плохо, насколько ему позволено.

О платных парковках

— Что касается введения платной парковки — у нее не фискальная функция. Здесь важно, что если есть дефицитный ресурс, мы можем его распределять административно, а можем экономически: когда его получает тот, кто платит установленную цену.

О труде

— Если хотите иметь то, чего у вас никогда не было, придется делать то, чего прежде вы никогда не делали. Вот вам рецепт экономической политики по увеличению собственной зарплаты в Москве. Поверьте, знаю об этом по личному опыту — сам приехал из Перми.

"