Posted 10 мая 2012, 05:15
Published 10 мая 2012, 05:15
Modified 2 марта 2023, 17:57
Updated 2 марта 2023, 17:57
Весенние праздники — уважительный повод сбежать от политики на дачу и пропустить инаугурацию губернатора. Properm.ru собрал в одном тексте все «предвыборные» обещания Виктора Басаргина, которые он провозгласил перед Законодательным собранием. Озвучив показатели жизни региона, которые говорят о том, что Прикамье находится в клиническом состоянии, врио губернатора легко добился признания парламентариев и избавился от досадной приставки. Инаугурация нового губернатора прошла под флагом надежды, которой Перми не хватало много лет. Для этого потребовалось немного — откровенно говорить о вещах, про которые при прежнем губернаторе Олеге Чиркунове было принято молчать. Подробности — в репортаже Properm.ru.
Тернист и сложен был путь к залу заседаний, где депутаты законодательного собрания должны были принять или отклонить кандидатуру Виктора Басаргина. Вход в здание загородили представители пермской оппозиции, «Молодой гвардии» и полиции, которая не давали пройти первым, и никак не реагировала на вторых.
Отличить «молодогвардейцев» от противников назначения губернатора очень просто. Юные девушки держат в руках плакаты «Развитие невозможно без стабильности» и «Сила края в его жителях» — «молодогвардейцы». Они требовали возврата Олега Чиркунова на пост губернатора Прикамья. Молодые и не очень люди спорят с сотрудниками полиции — оппозиционеры. У каждого поверх курток белая футболка с буквой, вместе они «складываются» в слово «Выборы». Именно это главное требование противники назначения Виктора Басаргина с удовольствием демонстрировали всем желающим.
Сам Виктор Басаргин ничего этого не видел, потому что готовился произнести последнюю речь в статусе врио губернатора Прикамья. Его доклад анонсировал полномочный представитель президента в ПФО Михаил Бабич, обстоятельно рассказавший о биографии претендента на губернаторский пост.
— Жизненный путь свидетельствует сам за себя, на нем нет ни одного участка, который можно назвать простым, — закончил свое выступление Бабич. В его голосе было столько торжественности, будто губернатора уже утвердили. Сидевший рядом с ним виновник торжества в это время с легкой нервозностью перебирал листки бумаги.
— Я всегда считал себя частью нашего единого уральского землячества, — отметил Басаргин и сделал первый комплимент парламентариям. — Я знаю, что у Пермского края есть своя аура, и она мне понятна.
После приятного даже для депутатов вступления, Басаргин перешел к оценкам. Оценки эти были неудовлетворительны в первую очередь для сидящих перед ним парламентариев.
— На одном из заседаний госсовета Дмитрий Медведев (экс-президент РФ — Properm.ru) сказал: «Если люди живут дольше, значит, у них есть достижения во всех сферах», — вспомнил докладчик. — Пока же в ряде районов Пермского края продолжительность жизни мужчин едва достигает 50, а женщин 60.
Виктор Басаргин не дал никому времени задуматься над этими цифрами и продолжил.
— По темпам роста доходов населения край в восьмой десятке среди 83-х субъектов Российской Федерации. Далеко не всем пермякам удается найти высокооплачиваемую работу. У каждого седьмого доходы ниже прожиточного минимума. Это один из самых низких показателей в Российской Федерации! За пять лет мы должны привести эти показатели как минимум к среднероссийскому уровню.
Но и эти слова никто не успел оценить, потому что Басаргин продолжил печальный отчет о положении края, который он принял из рук Олега Чиркунова.
— Главный приоритет — здравоохранение, — обозначил врио губернатора. — На фоне современных находок — электронной карты больного и новой «скорой помощи» контраст между желаемым и действительным все ярче и ярче. С одной стороны, мы запускаем высокотехнологичные медицинские центры, с другой — наши роженицы лежат в коридорах на вытянутых сетках без простыней и лекарств. Возрождение пермского здравоохранения — задача №1. Надо понять причины деградации региональной медицины и устранить их.
От вынесения приговора здравоохранению, Басаргин перешел к демографии.
— Негативная динамика пока не преодолена, — признал чиновник, предложенный президентом на пост губернатора Прикамья. — Здесь и проблема младенческой смертности, высокий уровень онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Край прошел очередной пик рождаемости первых детей — необходимо усилить поддержку семей с двумя и тремя детьми.
В сфере образования Басаргин нашел-таки несколько проектов из реализованных его предшественником, которые можно сохранить — введение доплат для отличников и стимулирование профессорского состава вузов.
— Необходимо посмотреть, насколько целесообразно сокращать учебные заведения, это не очень большая обуза для бюджета — сохранить учебный процесс, сохранить интеллигенцию преподавательского состава в наших территориях, — объяснил Басаргин. Этим заявлением он обозначил смену курса прежнего губернатора по оптимизации сел и деревень.
— Какую задачу решает программа «Мамин выбор»? — задумался докладчик. — Стимулируем ли мы частный бизнес, чтобы он предоставил общую услугу, или просто купируем на время проблему дефицита мест в детских садах. Если последнее, не стоит ли перераспределить часть средств на возведение новых детских садов? В прошлом году два детских дошкольных учреждения построили. При такой очередности, понадобится 55 лет для обеспечения детей образованием.
К этому моменту каждое слово Басаргина уже воспринималось так, будто шло вразрез с идеологией Чиркунова. Даже программные заявления, иногда похожие на партийные лозунги, звучали очень свежо. В Прикамье уже восемь лет никто ничего подобного не произносил. Казалось, вместе с заявлениями Басаргина, в Пермском крае потянуло ветром перемен. Этот ветер принес губернатор с крайне консервативными взглядами.
— Другая неотъемлемая часть — развитие культуры и духовности, — перешел к больному месту пермяков врио губернатора. Парламентарии задвигались. — Культурная политика в регионе вызывает самый большой резонанс и диаметрально противоположные мнения. Пермь идет в авангарде новых направлений в искусстве. Ценность этого не поддается сомнению, но работа не должна вестись в ущерб другим направлениям.
Басаргин напомнил, что за год число библиотек в крае сократилось на 20%, учреждений культурно-досугового центра на 3,5%, музеев на 2%.
— Мы не готовим потребителя, способного адекватно воспринять продукт, который заложен в этой программе, — обратился к слабым местам культурной политики региона докладчик. — Мы должны быть готовы рассматривать вопросы, связанные с софинансированием этих мероприятий, которые найдут поддержку населения, а не реализовывать за счет края имиджевые проекты отдельных людей или отдельных групп.
В этот момент ряд парламентариев с трудом удержались от аплодисментов. А Басаргин уже перешел к экономике.
— Локомотив — строительство, потенциал этой сферы в части решения жилищных проблем задействован далеко не полностью, — вновь вернулся к критике докладчик. — По вводу жилья Пермский край уступает подавляющему большинству регионов — менее 0,3 квадратных метров на человека в год. На уровне РФ средний показатель превышает 0,4 метра на человека. В крае строительство за пределами крупных городов практически не ведется.
— ЖКХ, — обозначил новую тему Басаргин и взял паузу, словно раздумывая, стоит ли вообще начинать этот разговор. И все-таки начал.
— Показатель изношенности сетей один из самых высоких, из 300 управляющих компаний края нарекания граждан на каждую вторую, — заявил, внимательно глядя на депутатов врио губернатора. Кое-кто из парламентариев под этим взглядом почувствовал себя неуютно. — Накопился огромнейший долг перед поставщиками энергоресурсов и ресурсоснабжающих организаций.
Вслед за этим заявлением Басаргин сделал еще одно разоблачение своего предшественника.
— В кризис у субъектов федераций было две модели выживания — резервные фонды и опора на малый бизнес, — объяснил парламентариям Басаргин. — В Пермском крае применили первую модель. Резервный фонд «скушали» за два года, теперь надо активно поддержать развитие малого бизнеса.
На этом Басаргин остановил свой доклад, который начал все больше начал напоминать карту больного.
— Более четкие механизмы решения проблем предлагаю заложить при разработке программы социально-экономического развития Пермского края, — предложил Басаргин. Возражений не последовало. — В своей работе буду полагаться на людей, которые здесь живут и работают. Критериями отбора станут честность, порядочность и профессионализм.
Под «занавес» врио губернатора сказал только одну по-настоящему очевидную вещь.
— Может быть, мои заявления будут оценены как более консервативный стиль работы, чем моего предшественника, но я не считаю чем-то зазорным исповедовать традиционные формы работы, — заявил Басаргин. — Не только гаджеты должны быть в работе, но и общение с глазу на глаз, встречи с населением, выезды в территории. Это не повредит.
Одним из первых вопрос Басаргину задал парламентарий Александр Телепнев.
— На 500 тыс. человек сократилось число жителей края, это будто полперми вымерло, — зачитал по бумажке депутат. — Доля сельского населения составляла 82%, а сейчас менее 24%.
— Возлагаю на вас большие надежды! — неожиданно закончил Телепнев.
— Наше село полностью деградировало, — признал Басаргин. — Мы начали с того, что «вымыли» интеллигенцию. Сначала налоговая инспекция сократила свое присутствие, потом «Почта России», банковские структуры, затем стали оптимизировать образовательные и медицинские учреждения. А когда стало деградировать производство, перспектив у нас не осталось. Мы сами стимулируем отток населения из сельской местности. Я готов отрабатывать стратегию по решению этой проблемы.
— Пермский край не только готов, но и хочет перемен, — заявил Алексей Бурнашов от имени большинства парламентариев. — Стратегия, которую вы заявили, совершенно совпадает не столько с моей, но и с позициями моих коллег. Она, к сожалению, не была услышана тем правительством (которое ушло в отставку — Properm.ru) и тем губернатором (Олегом Чиркуновым — Properm.ru).
Парламентарий в своем выступлении по каким-то причинам не назвал ни одной фамилии, в надежде на то, что всем станет ясно, о чем идет речь. Той же стратегии придерживались его коллеги.
— Ваши заявления меня, скажу без преувеличения, — Бурнашов крякнул, но пересилил себя и все-таки закончил. — Легли таким маслом на сердце! Сегодня впервые за восемь лет я перестаю быть оппозиционером губернатору и становлюсь его союзником!
Общий настрой слегка испортил коммунист Владимир Корсун.
— Уже принят закон по выборам губернаторов прямым голосованием граждан, но мы лишены этой возможности, — заявил он. — Виктор Басаргин человек известный, работал в правительстве и мы, коммунисты, четыре раза давали отрицательную оценку правительству. Пока я буду голосовать против этой кандидатуры.
Голосование показало, что против этой кандидатуры проголосовал только Корсун, остальные 53 из 60 парламентариев Басаргина поддержали. Благодарность не заставила себя долго ждать.
— Когда я зашел в это зал, не мог остановить сердцебиение, — выговорил теперь уже губернатор Пермского края. Благодарю вас за ваше доверие. Кажется, Алексей Бурнашов захлопал первый…
На процедуре инаугурации присутствовали практически все заметные пермские политики — от тяжеловеса Геннадия Игумнова до легковесного Макара Германа. Были и силовики. Примечательно, что руководитель ГУВД по Пермскому краю Юрий Валяев пришел в штатском, но находился в окружении большого количества людей в форме полиции. Прокурор края Александр Белых, наоборот, пришел в синем мундире и, по всей видимости, один.
Полпред Михаил Бабич напомнил свежеутвержденному губернатору о том, что теперь «почти три миллиона человек напрямую связывают с ним свои чаяния» и выразил надежду на то, что ни депутаты, ни населении края никогда не пожалеют о своем выборе.
— Для многих я терра инкогнита, — признался Басаргин. — Но я хотел бы оправдать ваше доверие вместе с вами, пронести это высокое звание и действительно сделать Пермский край, родной край, процветающим.
Сомнений не было — на этот раз точно первым захлопал Бурнашов. Если бы его не поддержали, он был бы готов аплодировать Басаргину в одиночестве. Но этого не произошло — многие пермские пермские политики в ответ на слова нового губернатора уважительно закивали и присоединялись к аплодисментам.
— А сейчас — к цыганам! — шутя предложил кто-то в задних рядах. Все с удовольствием встали и пошли к дверям, приветливо раздавая направо и налево рукопожатия и поздравляя друг друга с новым губернатором. Даже полицейские на выходе с облегчением всем улыбались, будто и с их плеч свалился неподъемный груз.