Posted 27 февраля 2017,, 11:06

Published 27 февраля 2017,, 11:06

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Неизвестный край. Как умирал чугуноделательный завод в Теплой Горе

27 февраля 2017, 11:06
Когда-то давно, во времена царской России и чуть позже, во времена Советского Союза, жители этого маленького уральского поселка не просто с уверенностью смотрели в будущее, а творили его своими руками несмотря на полные лишения годы войн и разорения. Те славные времена давно канули в лету. Сейчас потомки гордых металлургов в ожидании лучшей доли разбирают на кирпичи остатки заводских корпусов, а по-прежнему с оптимизмом и уверенностью смотрят в даль только выброшенные на свалку истории бетонные скульптуры рабочих.

Properm.ru вместе с заведующим музеем изобретателя электросварки Н.Г. Славянова и по совместительству блогером Алексеем Старковым продолжает рассказывать про необычные места Пермского края. Мы уже публиковали репортаж из уникальной шахты в поселке Сараны, рассказали, как добывали алмазы на севере Пермского края, посмотрели, что осталось от ракетно-ядерного щита СССР. Сегодня публикуем репортаж о поездке в поселок Теплая Гора.

***

Мы ничего не умеем делать так хорошо, как ждать!
Сидеть сложа руки и смотреть бессмысленным взглядом
куда-то в даль в ожидании светлого будущего…

После окончания строительства Горнозаводской железной дороги и одноименной железнодорожной станции близ Теплой горы на берегу речки Еловик, правого притока Койвы, в 1880 году графом Шуваловым был заложен чугуноделательный завод. Поговаривают, что с вершины Теплой горы в хорошую погоду можно было увидеть Невьянскую башню (расположена в Свердловской области — прим. Properm.ru).

Мы же сквозь пелену дождя и тучи даже горы Теплой не увидели. Помню только прямую, но не ровную дорогу по которой въехали в поселок и проехали сквозь него до монумента у средней школы. Сам поселок получил статус п.г.т. в 1928 году и с 2014 года относится к категории «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением».

В 2016 году здесь проживало 2935 человек. Из градообразующих предприятий: щебеночный комбинат, леспромхоз и спецшкола закрытого типа для детей с девиантным поведением.

В 1880 году по чертежам К.К. Фрелиха на чугуноделательном заводе графа Шувалова была заложена шестифурменная доменная печь эллиптической формы для холодного дутья. Ее внутренний объем составлял 3870 кубических футов, высота печи от лещади (дно доменной печи — прим. Properm.ru) до колошника (верхняя часть доменной печи — прим. Properm.ru) равнялась 14,3 метра. Колошник был закрытый для улавливания газов, предназначенных для нагрева трех котлов паровой машины, которые в свою очередь приводили в действие горизонтальную воздуходувную машину в 35 лошадиных сил с одним паровым и четырьмя воздуходувными цилиндрами, а также рудодробилку. 28 декабря 1884 года домна дала первый чугун.

Руда на завод доставлялась с Горевознесенского и Теплогорского рудников, расположенных в семи и 17 верстах. С обоих рудников привозился бурый железняк с 52% содержанием железа. Кроме того, закупался магнитный железняк в Гороблагодатском горном округе, доставляемый по железной дороге. Использовалась руда и с других рудников. Наличие богатой сырьевой базы и железнодорожная станция рядом с заводом сказывались на рентабельности производства. Определенную проблему составляло преобладание ели в лесной даче, тогда как технология производства требовала некоторого количества березового угля.

Заготовка горючего материала для доменной печи производилась на Бисерской даче (рудники в Лысьвенском городском округе — прим. Properm.ru). Древесный уголь выжигали в кучах (на лесных пунктах) или на углежжении в печах системы Шварца в окрестностях завода и доставляли гужевым транспортом. На центральном углежжении уголь не залеживался и тотчас поставлялся на доменную печь. А на лесных пунк­тах уголь хранился в сараях в течение всего лета, так как устойчивых дорог не было. Только зимой, по санному пути, на лошадях вывозился уголь на завод, где создавался запас на летний период в сараях емкостью до 25 тыс. куб. м.

В поселке Тёплая Гора располагалось до 90 печей системы Шварца, еще 50 были построены позднее на 11 лесных участках. Общая произво­дительность печей составляла 180 тыс. куб. м угля в год. Углевыжигательные пе­чи строились из красного кирпича в деревянном каркасе — шатре, кры­том тесом, а позднее железом. Для обеспечения строительства и текуще­го ремонта печей вырабатывалось своими собственными силами 400 тыс. штук кирпича.

В поисках «языка» мы неожиданно для самих себя въехали на какую-то производственную площадку с открытыми воротами. Описав пару кругов по жидкой грязи и не увидев ни одной живой души мы заехали в один из боксов, куда вели отностельно свежие следы. Тут удача нам улыбнулась и несколько местных мужичков объяснили нам что мы уже на заводе, а чтобы посмотреть старые здания надо проехать немного в другое место. выезжаем и едем вниз в сторону Койвы.

В основном на Теплогорском заводе производился штыковой чугун, который затем отправлялся для передела в железо на Бисерский или Лысьвенский заводы. В 1885 году завод действовал круглый год, выплавив 240,7 тысяч пудов чугуна. На фоне других заводов Лысьвенского горного округа Теплогорский был наиболее производительным, так как обладал более современным оборудованием. К концу 1880-х годов на заводе имелось 4 горна для производства железных и стальных изделий. Численность основных и вспомогательных рабочих колебалась от 600 до 750 человек.

К началу 1890-х годов доменная печь перестроена и стала восьмифурменной, а горн сооружен из огнеупорного кирпича (ранее был каменным). Изменение конструкции позволило увеличить объем производства чугуна и продолжительность компании домны.

В конце 1880-х годов здесь ежесуточно выплавлялось по 750–800 пудов чугуна, в начале 1890-х годов — по 1300 пудов, в конце 1890-х годов — по 1600–1700 пудов (при проектной мощности в 2500 пудов в сутки). Значительно увеличилась продолжительность безостановочной деятельности домны, в частности, с 10 октября 1890 года по 21 июля 1893 года печь действовала безостановочно 1014 суток (2 года 9 месяцев 11 суток), что являлось выдающимся результатом, хотя по этому показателю завод уступал ряду предприятий, в том числе Кутимскому, Пашийскому и другим.

В 1898 году завод стал собственностью семейно-паевого товарищества наследников П.П. Шувалова. В начале XX веков под влиянием экономического кризиса несколько снизилась выплавка чугуна, предприятие работало неравномерно. В период депрессии на заводе было введено горячее дутье.

С переходом завода в 1913 году в собственность фирмы «Акционерное общество Лысьвенского горного округа наследников графа П.П. Шувалова» его положение несколько облегчилось: улучшилось финансирование, проведена модернизация оборудования, что позволило увеличить выплавку чугуна: в 1913 году произведено 1268,9 тыс. пудов чугуна.

В годы Первой мировой объем производства чугуна несколько снизился, но все же в 1914–1916 годах держался на достаточно высоком уровне. В 1917 году под воздействием общего хаоса в экономике России объем производства резко сократился: выплавлено 465,5 тыс. пудов чугуна. С 1884 года по 1917 год выплавлено 18700,9 тыс. пудов (306,3 тыс. тонн) чугуна.

4 марта 1918 года завод был национализирован. После окончания Гражданской войны передан в ведение Пермского треста, который имел союзное значение. Завод имел одну действующую древесноугольную домну и выпускал литейный и передельный чугун. Из-за перебоев с топливом, нехватки квалифицированных кадров, изношенности основного оборудования завод работал не на полную мощность.

В 1923 году производительность домны определялась в 1,05 млн пудов чугуна, однако вышестоящие организации, учитывая состояние оборудования, дали задание на производство 725 тыс. пудов, то есть на 69% от возможного.

В 1923 году энергетическое хозяйство состояло из трех паровых машин общей мощностью в 185 лошадиных сил, а трудовой коллектив из 343 человек. К 1 октября 1925 года на заводе трудились 260 рабочих и 71 служащий. В 1925/1926 операционном году произведено 20,1 тыс. тонн литейного и передельного чугуна, который отправлялся для дальнейшей переработки на железо и сталь на другие заводы «Уралмета».

В конце 1920-х—начале 1930-х годов завод имел среднюю производительность в 24–26 тыс. тонн передельного и литейного чугуна. Имелась канатно-подвесная дорога от железнодорожной станции Теплая Гора, пропускной способностью до 100 тыс. пудов руды и чугуна в год. Рядом с заводом находились углевыжигательные печи с производительностью до 100 тыс. кубических метров в год.

В 1930 году на заводе трудилось 67 служащих и 260 рабочих. На заводе по-прежнему действовала 1 древесноугольная домна, имевшая полезный объем в 155 кубических метров и работавшая вполне успешно, что позволяло выполнять и перевыполнять плановые задания. В частности, в 1936 году завод досрочно выполнил план по хромоникелевому чугуну. В то же время завод не подвергался коренной реконструкции, его оборудование постепенно изнашивалось и устаревало.

В 1941–1945 годах завод работал на нужды обороны, выпуская привычную продукцию и поставляя ее на различные уральские предприятия. Среди изделий упоминаются окопные печки и стабилизаторы для авиабомб. В послевоенный период доменная печь оказалась в аварийном состоянии и нуждалась в реконструкции. В годы пятой пятилетки домна была демонтирована, поскольку ее ремонт оказался экономически нецелесообразным. Производственные помещения и энергетическое хозяйство были использованы для создания чугунолитейного предприятия по производству оборудования для коммунального хозяйства (эмалированные ванны, чугунные унитазы и так далее).


Разглядывая под дождем грузовик и эти скульптуры я размышлял об их судьбе. С одной стороны хорошо, что кто-то неравнодушный сохранил эти объекты городского пейзажа 50-х годов на территории завода, как частичку славного прошого Теплой Горы. С другой стороны мы знаем, что все мы смертны, и что самое плохое, смертны внезапно, и, как правило, с уходом из жизни энтузиаста сохранения таких обломков прошлого наступает конец и для них самих. Не лучше бы было передать скульптуры в какой-то государственный музей или, как минимум, в «Парк советского периода» в Лысьве? Да, Теплая Гора конечно обеднеет, но эти артефакты гарантированно будут сохранены для будущих поколений.

В 1951 году Министерство черной металлургии СССР признало целесообразным построить в поселке литейно-механический завод. При его создании решено было использовать площади бывшего чугуноплавильного завода, часть сохранившегося оборудования и самое ценное — кадры потомственных металлургов. Взамен разрушенной дом­ны была построена и сдана в эксплуатацию вагранка (заводская печь для переплавки чугуна, а также для обжига цветных руд — прим. Properm.ru) мощностью 1,8 тон­ны чугуна в час.

Новое производство давалось с трудом. Литейщики получали металла в три раза меньше запланированного. Но постепенно работа налаживалась. В 1951 году началось производство чугунных задвижек типа «Лудло» от 5 до 7 тыс. штук в год. Лишь на следующий год завод стал рентабельным и смог приобрести новое оборудование. В 1953 на базе ремонтного цеха и построенной своими силами вагранки началось производство парово­дяной арматуры — задвижек.

В 1954 году началось строительство комплек­са цехов по выпуску чугунных эмалированных ванн. Своими силами воз­водили стены цеха, оснащали его необходимым оборудованием, прово­дили электрификацию нового производства. В октябре 1957 были изго­товлены первые чугунные ванны. Подозреваю, что в квартирах многих пермяков сохранились не знающие сноса теплогорские чугунные ванны. Таким образом, предприятие было со­хранено, появились и перспективы у жителей поселка Теплая Гора.

После распада СССР предприятие сменило название и форму собственности. В январе 1992 было создано ОАО «Телиэм», его учредителями выступили Арендное предприятие «Теплогорский литейно-металлургический завод» и ОАО «Санто-Холдинг».

В состав предприятия вошли три основных цеха и четыре вспомогательных участка. Литейный цех выпускал чугунные ванны, литейно-механический — чугунные задвижки, и Бисерский литейно-фасовочный цех выпускал печное и фасовочное литье, чугунную дробь, ножки для комплектования ванн. Функционирование производственной инфраструктуры предприятия обеспечивали автотранспортный, ремонтно-строительный, ремонтно-механический и энергетический уча­стки. На предприятии работало 1015 человек.

За первое полугодие 2000 года предприятие выпустило 32 тыс. штук задви­жек и 62,3 тыс. эмалированных ванн. Однако эта продукция оказалась неконкурентноспособной перед хлынувшей на отечественный рынок импортной продукцией.

Покидаем завод и отправляемся в центр поселка к воинскому мемориалу. В годы Великой Отечественной войны на станции Теплая Гора шло форми­рование 96-й отдельной стрелковой бригады. В сентябре 1942 году она влилась в 94-ю, в последствии Гвардейскую краснознаменную ордена Суворова Звенигородско-Берлинскую, дивизию. Воины этой дивизии, среди которых было немало уральцев, участвовали в Сталинградской битве, в сражениях на Курской дуге. Многие из рабочих завода не вернулись с войны. В память о них в поселке Теплая Гора построен мемориал.

Из других достопримечательностей поселка следует упомянуть памятники В.И. Ленину, жертвам гражданской войны, а так же доменщикам, погибшим при аварии на литейно-механическом заводе. Об этом трагическом событии, связанном со взрывом домны в 1941 году я не нашел какой-либо подробной информации.

Уезжая из поселка мы обратили внимание на столь популярные ныне у краеведов и фотографов сохранившиеся брусчатые мостовые.

Хочется надеяться, что теплогорцы найдут в себе силы сохранить то немногое из наследия славного прошлого, что еще можно посмотреть в поселке, интересующимся историей Урала. Вобщем будем ждать.

Текст: Алексей Старков, фото: Алексей Старков, Дмитрий Шелехов

"