Posted 7 февраля 2010,, 10:19

Published 7 февраля 2010,, 10:19

Modified 2 марта 2023,, 16:51

Updated 2 марта 2023,, 16:51

Один из самых таинственных актеров современности вышел на пермскую сцену

7 февраля 2010, 10:19
В Перми прошли два спектакля Олега Меньшикова.

На прошедшей неделе в театре «Театр» состоялись два показа спектакля Олега Меньшикова «1900-й» по одноименно пьесе Алессандро Барикко.

Актеры такого масштаба всегда пользуются популярностью у пермской публики, однако ажиотажу, возникшему вокруг личности одного из самых мистических актеров современной России мог бы позавидовать любой. Некоторым зрителям в зале пришлось сидеть на ступеньках или даже стоять, чтобы услышать и увидеть яркое и феерическое действо. Правда, никто и не заметил таких неудобств – настолько сильно захватывало происходящее на сцене.

Пьеса Алессандро Барикко «1900-й» или «Novecento» («Новоченто») в оригинале, рассказывает о великом пианисте, Дэнни Будмене С.Д. Лимон Тысяча Девятисотом. Всю жизнь он провел на трансатлантическом лайнере «Вирджиния», который перевозил в Новый Свет путешественников и эмигрантов из Европы. Ребенком кого-то из них и оказался Дэнни.
Его случайно нашел один из матросов лайнера, который дал ему свое имя, присовокупил к нему надпись на коробке, в которой лежал младенец, и не преминул добавить в конце год, отмеченный происходившими событиями. Так на белый свет появился человек с таким замысловатым именем и не менее замысловатой судьбой.

За всю свою жизнь он ни разу не сошел на берег, поскольку весь мир для него сосредотачивался на его родной «Вирджинии» и ограничивался бесконечным многообразием мелодий, которые он извлекал из 88 клавиш рояля. Все его попытки покинуть корабль заканчивались одним – он разворачивался на трапе, не дойдя каких-нибудь двух-трех ступеней до земной тверди, и возвращался назад. И даже когда корабль, ставший госпиталем во время войны и искореженный бомбежками, решили затопить, он не покинул его.

Все сколько-нибудь значимые роли в этом спектакле играл Олег Меньшиков. Перевоплощения из чернокожего великана – того самого Дэнни, что нашел младенца – в пластичного официанта, неспособного стоять на месте, давались актеру настолько легко и органично, что казалось, будто на сцене не один человек, а сразу несколько. Этот эффект подчеркивали и некоторые режиссерские находки, например, появления в самых неожиданных местах. Да и само пространство сцены было простроено очень необычно. Платформа с конусообразными очертаниями корабельной палубы, расположенный прямо на сцене джаз-бэнд, «штормящий» рояль и многое другое.

Сам Меньшиков внес несколько незначительных, но очень заметных изменений в текст. Это придало, с одной стороны, некоторую пикантность, с другой – отразило авторский, творческий подход к актерской игре.

Рассказывать о спектакле можно бесконечно. Но, пожалуй, самую верную его оценку дала публика, собравшаяся в зале. По ходу спектакля, редкий зритель удержался от смеха или грустного вздоха. Ну а в конце, в дружном порыве зал аплодировал стоя. Сцену буквально завалил цветами. А Олегу Меньшикову и игравшим с ним музыкантам пришлось несколько раз выходить на поклон.

Ян Мазитов, для ProPerm.ru

Изображение с сайта www.menshikov-oleg.narod.ru

"