Posted 8 июля 2010,, 06:32

Published 8 июля 2010,, 06:32

Modified 2 марта 2023,, 16:31

Updated 2 марта 2023,, 16:31

Безбилетников в пермских электричках почти не останется

8 июля 2010, 06:32
Пригородная компания ведет решительную борьбу с «зайцами»

В разгар летнего сезона заметно увеличивается число людей, пользующихся электричками. Люди едут на дачу, в походы, просто на природу. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что пригородные перевозки в Перми являются убыточными. Вполне возможно, в ближайшее время такое утверждение уже не будет иметь под собой основание.

Как известно, с 1 июля 2010 года Пермская пригородная компания (ППК) начала работу как самостоятельный перевозчик на перегоне Верещагинского направления (электрички, следующие до станций Григорьевская, Менделеево, Верещагино, Балезино), а также на маршрутах городской электрички.
ОАО «Пермская пригородная компания» была создана еще в сентябре 2009 года и начала свою работу с 1 ноября. Тогда 51% акций компании получило ОАО «РЖД», а 49% были переданы в краевую собственность. С начала работы ППК ей был передан скоростной поезд Пермь — Свердловск, а также «максимальное количество безубыточных маршрутов». Отмечается, что приоритетом компании остается я и повышение качества работы кассиров. Причем качество у ППК во многом обеспечивается количеством: кассиров на Перми-II, готовых продать вам билетик на любое направление, явный переизбыток.

Снижения расходов за счет выделения пригородных перевозок в самостоятельный вид бизнеса сопровождаются и заботой о безопасности населения: в ППК привлекли к охране вагонов электропоездов частные фирмы.

В настоящее время, когда ППК стала самостоятельным перевозчиком, о безубыточности, а также о борьбе с безбилетниками, говорится больше всего. Между тем, борьба с безбилетниками в Перми и в России в целом напоминает битву света и тьмы . То есть, кажется, не кончится никогда. По некоторым данным, в нашей стране до 30 процентов всех пассажиров пригородных поездом не оплачивают проезд. Не так давно президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин признался, что компания в настоящее время не в состоянии уменьшить количество «зайцев». Существуют разные способы борьбы с бесплатным проездом. В Москве, например, в качестве эксперимента был запущен проект по усилению контроля оплаты проезда в пригородных поездах. На начальном этапе для проекта было выбрано четыре электропоезда, курсирующие по маршруту Москва — Тверь с минимальным количеством остановок. Для входа пассажиров на конечных станциях открывается всего одна дверь в каждом вагоне, а посадка в электричку осуществляется только по предъявлению билета кассиру. Также происходит и высадка. Во время следования разъездные кассиры также выполняют свою работу. В настоящее время эксперимент уже принес свои плоды и будет продолжен на некоторых других направлениях. Но это — Москва. А как быть с провинцией, где в большинстве мест нет электронных турникетов, а безбилетник может спокойно бегать от контролера из вагона в вагон? Вспоминается начало известного произведения Алексея Иванова «Географ глобус пропил», где главный герой, подъезжая к станции Пермь-II на электричке, притворяется глухим, чтобы не платить штраф за безбилетный поезд. Действительно, как только не изворачиваются пермские «зайцы»!

Конечно, ППК организует работу разъездных кассиров и контроль на перронах, но этого явно недостаточно.

Гораздо более эффективной стала акция, проводимая Пермским отделением Свердловской железной дороги в начале 2010 года. На 13 самых оживленных станциях и остановочных пунктах, среди которых Чусовская, Верещагино, Кунгур, Левшино, Теплая Гора, Кизел, Соликамск, Березники, осуществляется перронный контроль. В проведении акции участвуют работники Пермской дирекции по обслуживанию пассажиров в поездах пригородного сообщения, ОАО «ППК» и линейного отдела внутренних дел. В результате этой акции в течение 10 дней выявлено свыше 2 тысяч безбилетников. По оценкам специалистов, реальное количество нарушителей больше, а сумма убытков, которые приносит железной дороге данная категория пассажиров, может исчисляться миллионами рублей. Также, в результате привлечения к работе вместе с кассирами частных охранных предприятий выручка от продажи билетов выросла почти в два раза. В электропоездах планируется ввести и систему видеонаблюдения.

Как пояснили журналисту ProPerm.ru в Пермской пригородной компании, в настоящее время с «зайцами»в компании борются в трех направлениях. Во-первых, это стандартная работа кассиров и контролеров. Во-вторых, привлечение службы охраны. В-третьих, что уже является новинкой для Перми, появилась новая должность ревизора. Ревизор следит за работой кассиров и контролеров, а также сам «отлавливает» любителей прокатиться бесплатно. В его полномочия входит высадка пасcажиров без билета из электрички на любой станции, независимо от места и времени. Появление службы ревизионного контроля привело к тому, что количество безбилетников резко уменьшилось. В планах ППК значится сокращение безбилетников до минимума. За счет этого руководство компании намерено не просто снизить убыточность перевозок, но и «выйти в плюс». Для достижения этой цели прикладываются максимальные усилия.

Конечно, полное исчезновение безбилетников — такая же утопия, как искоренение преступности, но определенные шаги в этом направлении, как выяснилось, ведутся.

"