Posted 31 августа 2014,, 12:47

Published 31 августа 2014,, 12:47

Modified 2 марта 2023,, 17:33

Updated 2 марта 2023,, 17:33

С праздником, шахтеры! Экскурсия в умирающий поселок Шумихинский

31 августа 2014, 12:47
По просьбе Properm.ru, блогер Алексей Старков посетил шахтерский поселок Шумихинский - действующую модель постапокалиптического мегаполиса уменьшенного масштаба.

«Что касается этих двух поселков,
то обратим на это особое внимание»

Владимир Путин

В ночь на 31 августа 1935 года шахтер Алексей Стаханов добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн. К этому событию в августе 1948 года было приурочено первое празднование Дня шахтера, официально учрежденного годом ранее. С тех пор на пространствах бывшего СССР профессиональный праздник шахтеров отмечается ежегодно в последнее воскресение августа.

В этом году мне посчастливилось побывать в Кизеловском угольном бассейне, где в 1797 году впервые в России началась промышленная добыча угля. Началась, чтобы за годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие достигнуть пика в 11 млн тонн угля в год, а потом, в 2002 году прекратиться полностью. Сейчас на месте десятков шахт Кизбасса, городов и рабочих поселков горнозаводского Урала царит разруха и запустение, а в недрах невостребованными лежит еще 222 млн тонн угля, перешедших в государственный резерв. Добывать этот уголь можно еще 104 года, но для этого придется с нуля отстроить всю горнодобывающую инфраструктуру. Затопленные и взорванные шахты восстановлению не подлежат. Скоро в разряд невосстановимых перейдут шахтерские города и поселки, которые населяют потомки героев первых пятилеток.

Сегодня я хочу рассказать именно про шахтерский поселок Шумихинский. Для любителей техногена, советской архитектуры и постапокалипических пейзажей есть более привлекательные аттракции, но это место мне показалось полным символизма и грусти об ушедшей эпохе славных трудовых свершений. Путешествуя по Пермскому краю, мы с друзьями отвели только 30 минут на осмотр этого поселка, больше не позволял жесткий график. Сейчас я понимаю, что хочется часами ходить по безлюдным улицам этого города-призрака, сидеть на лавочке, заглядывать в окна брошенных квартир и общаться с местными жителями.

Поколесив по улицам поселка, мы сделали всего пару остановок, снимая из окон машины уходящую натуру. Я крутил баранку и внимательно смотрел на дорогу, чтобы не улететь в очередную яму. Поэтому местами использую фотографии моего коллеги Дмитрия Шелехова.

Во второй половине дня, осмотрев недавно раскрученную пермскую туристическую достопримечательность Каменный Город, мы поехали в заброшенный поселок Юбилейный, второй раз за это лето проскочив Шумихинский без остановки.

Отсутствие каких-нибудь указателей на дороге и пара десятков изб в не лучшем состоянии по обочинам не побуждали желание свернуть с намеченного пути к виднеющимся на горизонте пятиэтажкам Юбилейного.

Наверное так поступают многие путешественники в этих краях. Между тем Шумихинский стоит того, чтобы изменить намеченный маршрут. На обратном пути мы свернули по неприметной дороге мимо изб в сторону и, перевалив за холм, попали в настоящий заповедник архитектуры 40–50-х годов прошлого века, скрытый от посторонних глаз.

Сначала нас встретили деревянные двухэтажные дома окраины. Большинство из них были жилыми, наверное их проще отапливать.

Поселок городского типа Шумихинский Гремячинского района Пермского края возник на месте поселка спецпереселенцев Горелое, основанного в 1947 года. В 1953 населенный пункт Горелое был преобразован в рабочий поселок. В 1954 году была открыта первая угольная шахта им. 40-летия Октября, ставшая градообразующим предприятием, и проработавшая до 1997 года. Поселок рос и изменялся на глазах. На смену баракам спецпереселенцев приходила регулярная планировка с городской застройкой. В 1956 году вступила в строй шахта Гореловская-2. Поселок был настолько известен, что даже самую современную шахту в соседнем поселке Юбилейный назвали в его честь — Шумихинской. Сам поселок был полностью обеспечен инфраструктурой на 50 тыс. жителей. К 2010 году население сократилось до 1445 человек, из них 1 тыс. пенсионеры. Неоднократные попытки переселения ни к чему не привели.

Улица Ленина когда-то освещалась. Ныне проводка и плафоны сданы в утиль. Забегая вперед, скажу. что в поселке каждая улица выдержана в своем неповторимой стиле. В отличии от других городов здесь нет чересполосицы в застройке и архитектурные ансамбли, какие бы они не были сохранились полностью передавая облик города 60-ти летней давности без поздних включений

Проехав до конца по улице Ленина, встретив двух неразговорчивых женщин у полуживого магазина, мы попали в микрорайон пятиэтажек 70-х годов. Несколько лет назад некоторые квартиры в этих домах еще были заселены. Сейчас найти жилые соты не просто. Основное население поселка сосредоточилось в частном секторе. Так проще выжить.

Вернувшись назад с полдороги сворачиваем направо, чтобы попасть в бывший центр города. Мы не ошиблись — впереди виднеется фронтон общественного здания. Дорога по этой тенистой улице сохранила покрытие из брусчатки, кое-где залатанное асфальтом.

Уникальность Шумихинского в том, что он сейчас представляет собой действующую модель постапокалиптического мегаполиса уменьшенного масштаба. Центр города с благоустроенными квартирами и общественными зданиями практически вымер. Здесь вы не найдете магазинов или контор, жилые квартиры редки, как и прохожие. Население и городская жизнь откочевали на окраины в частный сектор. Частный дом проще отапливать, обеспечивать водой и электроэнергией. Приусадебный участок может прокормить небольшую семью. Жалко, что мы не съездили в частный сектор. можно бы было не только пообщаться с местными жителями, но и сделать ряд ценных наблюдений.

Клуб давно закрыт, как и расположенная в нем Администрация Шумихинского сельского поселения. Примечательно, что здание клуба находится в относительно хорошем состоянии. Можно даже сказать. что на консервации. Надеюсь в ближайшие годы оно не ухудшится, чего не скажешь об ансамбле площади перед клубом.

Несмотря на относительную заброшенность, жизнь по соседству с клубом еще теплится. На поле, огражденном покосившимся забором, молодежь поселка гоняет футбол. Неподалеку современное здание школы. Как я понял, спросив проходящую женщину, в этой школе учатся дети из Юбилейного. На аллее по центру улицы Мира памятник погибшим в Великой Отечественной войне, сооруженный к 30-летию Победы. За ним присматривают.

Остался целым и Владимир Ильич, призывно манящий куда-то в даль на площади перед клубом жителей умирающего поселка. вся эта мизансцена происходит на фоне заброшенных домов с выбитыми окнами.

На выезд из поселка мы проследовали по улице Мира. Она также сохранила свой первоначальный облик. Особенно радовало отсутствие рекламы, да и откуда ей тут взяться? Кто ее будет читать?

О Шумихинском на этом все. Однозначно стоит сюда приезжать любителям советской архитектуры и провинциальной экзотики рабочих поселков. Для себя я тоже оставил ряд вопросов чтобы вернуться.
Несмотря на то, что в репортаже у меня практически нет людей, о них и некогда славной истории поселка рассказывают памятники на его улицах. Точнее их состояние. Ведь пока еще приглядывают за памятниками, значит они кому-то нужны, и здесь есть жители. Поселок не умер, а просто находится в анабиозе, доживая до лучших дней. Весь вопрос что и кто доживет. Как мне думается, вряд ли эти здания, с каждым годом повышающие свою уникальность в такой же степени как и теряющие свою несущую способность, стоят на учете как памятники истории и культуры.

Как-то Владимир Путин, в бытность свою премьером, в одном из прямых эфиров на вопрос о судьбе шахтерских поселков обещал обратить на них особое внимание. В чем это выразилось я не знаю. Надеюсь, хотя бы вода в водопроводе здесь появилась, а то несколько лет тому назад была только по выходным и то по часам.

"