Posted 3 января 2016,, 13:45

Published 3 января 2016,, 13:45

Modified 2 марта 2023,, 16:30

Updated 2 марта 2023,, 16:30

Марат Гельман: В России наступила эпоха «нового бесстыдства»

Марат Гельман: В России наступила эпоха «нового бесстыдства»

3 января 2016, 13:45
Фото: Properm.ru
Российский культурный деятель опубликовал свои размышления о новом лице «российской элиты», соблюдении библейских заповедей и «самоубийстве общества».

Размышления о происходящем галерист, знакомый пермякам по проекту музея современного искусства PERMM (все еще работает — прим.ред.) и «культурной революции» в Прикамье, опубликовал на своей странице в Facebook. Приводим без сокращений, в качестве авторской колонки:

— О чем я думаю? Я думаю об этой, наступившей в России эпохе «нового бесстыдства». Когда тебя уже не пытаются обмануть, что мол не воруют, а обьясняют, что лучше русский вор, чем иностранный менеджер. Когда уже не скрывают, что убийцы, а говорят «зато отрабатываем бесплатно наше оружие». Ложь это военная хитрость и главное, чтоб красивая была. Вместо «возлюби» — «возненавидь». Вместо «нет ни эллина ни иудея» — «кругом чужие» И так по всем заповедям. Казалось бы, если большинство населения это устраивает, значит уже сформирована новая нравственность, не христианская. И не общественный договор Руссо. И не моральный кодекс коммуниста.

У меня в Facebook был коммент к посту о расследовании по поводу Чайки: «а вы хотите чтоб американцы нас подчинили себе, как Европу»? Я не знал что ответить. Вроде как напарники Чайки русские и убивали в Кущевке русских. И ворует наш кооператив Озеро не у немецких, а у русских граждан, но попытка говорить об этом — это «игра против России».

Потом кто-то указал, что сам Ротенберг не Российский гражданин, а финский. Это тоже никого из апологетов «нового бесстыдства» не смутило. И американское гражданство не смутит. Значит дело не в гражданстве олигархата, а в чем?

Но у меня в связи с этим отвлеченные от нынешних реалий размышления. Ничем не отличающиеся от размышлений героев Достоевского. «Если Бога нет, то все можно». Как обьяснить, не аппелируя к Христу (они в него не верят) и к закону (он у них в кармане) что воровать нельзя? что врать нельзя? Я не знаю. Почему нельзя убивать? Воровать? Лгать? Почему это плохо? Многие уверены, что заповеди — это условия выживания общества. А Христос, как Руссо — нашел способ их не только сформулировать, но через религию — институализировать. И не убивать, не врать, не воровать — это принципы не соблюдая которые общество прийдет к краху.

У меня есть своя теория. Дело в том, что кроме общечеловеческой морали есть профессиональные моральные нормы. У монаха и воина они разные. Стерпеть пощечину монаху достойно, воину позорно. У врачей «не навреди» и т д. И вот в России сейчас у власти мораль господ, а у 84% населения — мораль рабов. Поэтому они и понимают друг друга. Раб может требовать от господина чтоб он его содержал. Хороший господин — хорошо содержал. Но раб не подвергает сомнению право господина на его жизнь, на насилие, на ложь. В конфликте раб всегда не на стороне правого, а на стороне своего господина. Ну, требует уточнения формулировка, но пока так.

А вот в продолжение Вопрос, если, по примеру крымского референдума Путин сформулирует вопрос: «Готовы ли вы к тому, что Россия перестанет быть абсолютно суверенной державой и ей прийдется учитывать глобальные изменения в мире, соотносить свои амбиции с местом в мировой экономике — или вы считаете что такая Россия никому не нужна и пусть она исчезнет с лица земли, если не сможет оружием и готовностью к жертвам вернуть себе былое величие?» И население ответит, что да, мы готовы не только к трудностям, но готовы рискнуть самим своим существованием. Мы поддерживаем власть в этом суициде. На миру и смерть красна и т д.

Обсуждается же в обществе право человека на самоубийство? А если это будет самоубийство общества? Вправе ли мы навязывать им жизнь, а не смерть, если им жизнь в глобальном мире постыла и не нужна? Может просто начать спасение тех 14 процентов, что думают иначе?

Напомним, в 2014 году бывший руководитель музея современного искусства PERMM Марат Гельман решил покинуть Россию по политическим причинам. О том, что он уезжает в Черногорию, галерист в последнее время неоднократно сообщал на своих страницах в соцсетях. Тогда же Гельман пояснил, что переезд не является эмиграцией. Он планирует получить вид на жительство и заняться Европейским культурным центром в Черногории. Если же ситуация в России изменится, то галерист готов вернуться обратно на родину.

"