Posted 9 октября 2009,, 09:26

Published 9 октября 2009,, 09:26

Modified 2 марта 2023,, 17:07

Updated 2 марта 2023,, 17:07

Как избавиться от осенней депрессии?

9 октября 2009, 09:26
Читайте советы психотерапевта.

Осень – унылая пора. Недостаток света, холод, грязь, дожди… Все это влияет на наше настроение. А может, причина вовсе не в слякоти? Может, здесь скрыто что-то большее?

В честь всемирного дня психического здоровья (10 октября), о человеческой психике, осенней хандре и симптомах депрессии мы поговорили с психотерапевтом клиники МЕДСИ Александром Вайнером.

Что такое «осенняя хандра» и в связи с чем она возникает?

Говоря именно об осени, стоит выделить главную вещь – это отсутствие света. На физиологическом уровне в мозге существуют вещества, которые на это реагируют, и, к сожалению, это может выливаться в симптомы депрессии. И сразу предвидя вопрос «Что же делать?», скажу: обращаться к психотерапевту. Но зачастую у нас к врачам не ходят, пока голова не отвалится, поэтому в первую очередь нужно использовать дополнительное освещение хотя бы два часа в день и депривацию сна. В такие моменты хочется зарыться в постель, никого не видеть-не слышать, и так проводить все время. Это, разумеется, приятно, но в то же время может быть симптомом. Поэтому спать стоит ровно столько, сколько нужно, не более того, — то есть, это стандартная норма 8–9 часов. Но не спать по 15 часов, не прерывать коммуникативные контакты, хотя желание такое появляется. Я не призываю к мега-экстравертности, но нужно понимать, что основные моменты именно сезонной хандры – это свет, сонливость, общение.

Кто наиболее подвержен такой хандре?

Тут сложно сказать. Во-первых, существует генетическая предрасположенность. Во-вторых, климатические особенности: понятно, что жить на югах гораздо приятнее. Если говорить с позиции профессий, то это, в первую очередь, те, кто вынужден постоянно недосыпать, или спать днем, а бодрствовать ночью.

Можно ли сравнить сезонную хандру с депрессией?

Существует особый подвид депрессии, связанный именно с отсутствием света. А сравнить по клиническим проявлениям можно. Послее чего мы начинаем уходить в диагностику. Депрессивный эпизод сам по себе лечится, но он опасен тем, что может оказаться началом серьезного заболевания. И тут главное придти к врачу, потому что самостоятельно диагностировать не получится. Если мы говорим об эпизоде, как об отдельном заболевании, то он отличается не столько симптоматически, сколько в плане причин. Но всегда есть опасность начала чего-то серьезного, совершенно не связанного с осенней хандрой – я говорю о биполярном расстройстве. Причем, если это началось, то будет регулярно повторяться. И чем раньше мы это диагностируем, тем лучше сможем помочь.

Какие виды депрессии существуют?

Существует три степени тяжести: легкая, средняя и тяжелая. Существуют возрастные депрессии, депрессии в рамках биполярного расстройства, когда мы говорим о хроническом заболевании, растянутом во времени на всю жизнь, с обострениями. Существуют заболевания, похожие на депрессию, такие, как гипотемия, — т.е. мы имеем дело с пониженным настроением без видимой причины, что является нарушением психики. Но такие заболевания не так страшны, как депрессия.

Какие виды наиболее часто встречаются?

Очень часто встречается депрессия в рамках реакции дезадаптации. Это когда человек реагирует на какое-то психотравмирующее событие в его жизни. Но тут по крайней мере есть причина.

Когда стоит уже идти к врачу?

Если в течение хотя бы одной недели вы не можете избавиться от чувства психологического дискомфорта, не нужно пытаться разобраться самому. Обратиться стоит потому как, если существует проблема, ее наиболее безболезненно и быстро можно вылечить в случае раннего обращения. Если затянешь, то лечение будет более сложным. Не нужно пытаться себя диагностировать, нужно отдать это на суд специалистов.

Какие меры профилактики можно предпринимать самостоятельно?

Сон, общение. Советов по профилактике дезадаптации я дать, к сожалению, не смогу: нет такого списка, сделав который избавишься от депрессии. Все определяется одной очень важной вещью: способностью психики адаптироваться. Она у каждого человека разная. Кто-то сможет все это выплеснуть: изживет, исплачет, похоронит. Реакция горя – это реакция нормы, не патология. А другой человек, особенно это характерно для мужчин до 40 лет, будет держать все это в себе, и обратится к врачу только с серьезными симптомами. И далеко не факт, что в этом случае мы сможем ограничиться только беседой, вполне возможно, что потребуется психиатрическое вмешательство и медикаментозная терапия.

Мужчины обращаются реже?
Нет, совсем наоборот. Но дело в том, что мужчины обращаются тогда, когда действительно уже гром грянул. Если женщины могут выплакать свое горе, то у мужчин возникает стресс, который рано или поздно выливается в симптом, и тут уже можно говорить о диагнозе психического заболевания. У женщин все растянутее во времени, но если уж случается, то случившее гораздо масштабнее, чем у мужчин.

У кого чаще психологические расстройства – у мужчин или женщин?
Зависит от заболевания. В целом, если говорить о психическом заболевании, то около 5 процентов популяции совершенно абстрагированы от половой принадлежности. Панические атаки и агарофобия чаще встречаются у мужчин, расстройства личности – у женщин. Россия в статистических данных придерживается европейских правил, но утверждать стопроцентно эти данные никто не может.

Какие наиболее сложные случаи встречались в вашей практике?

Вспоминается случай агарофобии: мужчина не выходил из дому. В течение трех месяцев я ездил к нему проводить лечение и проводить ремиссию (это когда мы еще не можем утверждать, что человек полностью здоров, для этого должно пройти 6 месяцев).

Существуют ли неизлечимые психические болезни?

Шизофрения. Если кто-то вам скажет обратное, значит, он пытается снять с вас деньги. Потому что часто родственники не верят в такой исход. Можно вывести в более-менее адекватное состояние, но это не вылечить. И предотвратить, к сожалению, нельзя: от шизофрении никак не обезопаситься.

Дайте нашим читателям совет, как поддерживать себя в тяжелых ситуациях.

Рецептов, к сожалению, не существует. Есть один момент: существует механизм работы психики. Эволюционно сложилось так, что ее главная функция – адаптация к окружающей жизни, т.е. тревоги и боли. Соответственно, у нее существуют выработанные защитные механизмы, при этот есть еще и индивидуальные особенности человека, а так же – реакция горя, которая является нормой. Если человек воспитан таким образом, что он позволяет себе выплеснуть свое напряжение, то у него шансов больше. Тот же срок – 40 дней – оправдан с психологической точки зрения. Это тот срок, когда проходит первый шок, и с человеком уже можно работать. А очень часто люди проглатывают свое горе. Психике больно – она пытается избавиться от своей боли. Она убирает это из сознательного в бессознательное, получается некий чайник с замкнутым носиком, который когда-то все равно взорвется. Здоровую психику никак не нужно подстегивать, она сама себя всегда вылечит. Поэтому моя задача, как психотерапевта, — нормализовать психические процессы. Как только это случится – симптомы исчезнут сами. Если человек пойдет на поводу у своих симптомов, он будет сознательно пытаться сдерживать слезы или боль, если человек доверится своим адаптивным механизмам, — то реакция горя пройдет постепенно. Если этого не происходит, — то это чревато осложненной реакцией горя.

Беседу вела Тина Каррель, для properm.ru

"