Posted 14 октября 2009,, 08:27

Published 14 октября 2009,, 08:27

Modified 2 марта 2023,, 17:06

Updated 2 марта 2023,, 17:06

Хихус: «У меня желания рисовать классику нет»

14 октября 2009, 08:27
Хихус – ведущий комиксист страны и идеолог фестиваля «КомМиссия-2009».

Выставка «Городские истории», проходящая в центре «Wonder Hall» — по сути, дайджест международного фестиваля комиксов «КомМиссия-2009», отражение лучших работ. О том, почему комиксы – не столько забава для подростков, сколько настоящий must see, рассказывает Хихус – ведущий комиксист страны и идеолог фестиваля.

Вы делаете ежегодный фестиваль «КомМиссия». Это веление души?

— Когда я начинал «КомМиссию», мне казалось, что это разовое событие. Просто потому, что мне сказали, будто в нашей стране такое невозможно, а я на это слово как на красную тряпку реагирую. Первый фестиваль прошел невероятно успешно, и оказалось, что все уже подспудно ждут второго, третьего, четвертого… Фестиваль стал ежегодным. И так получилось, что сейчас я сам уже не очень рад: каждый год привязан, поднадоело.

За 8 лет фестиваля у русского комикса появилось лицо?

— Мне часто задают этот вопрос. Я был в Италии и сидел рядом с итальянским мэтром, на рисунках которого мы выросли – он нарисовал комикс про кота Пита, годах в 70х-80х. К нему стояла длинная очередь молодых людей, человек 40, и каждый показывал свои рисунки. И, когда к нему подошел человек двадцатый со словами «Смотрите, я могу рисовать в точности, как вы», он просто взорвался, разбросал картинки и сказал «Вы все стоите, чтобы показать мне, что умеете рисовать как я. Да я сам умею рисовать, как я, покажите, как вы сами умеете» Это произошло потому, что на Западе очень сильная школа классического американского комикса, которая доминирует. У нас этого нет, и слава богу. В России же практически не издают комикс-альбомов, но печатаются газеты и журналы, и хорошо продаются короткие истории. Поэтому, если автору хочется быть напечатанным, приходится подстраиваться.

Разве фильмы по комиксам не увеличивают популярность последних?

Почему-то считают, что все комиксисты только и мечтают, чтобы пришел режиссер и снял по их комиксу кино. Обычно только портят. Несомненно, есть удачные экранизации, например, «Город грехов». Но съемочная группа нереально долго уговаривала автора [Фрэнка Миллера], чтобы он позволил экранизировать свое произведение. И уговорили только после того, как на свой страх и риск сняли пилотную серию и показали, как это будет выглядеть, пригласив Миллера в сорежиссеры. Потому что по его очень прикольному комиксу «RoboCop» 20 лет назад сделали отвратительное кино, и с тех пор он зарекся связываться с киношниками.

А почему не прижились комиксы по художественной литературе? Вроде фабула та же, да и нагляднее.

Почему-то я никак не могу понять логики учителей литературы. Допустим, сняли новую постановку «Войны и мира», они в обморок не падают. Но при этом тут же говорят, что американцы настолько плохие, что сняли комиксы по классике. Почему кино можно, а комиксы нельзя? По-моему, вполне можно, если у человека есть такое желание. У меня, например, особого желания рисовать классику нет — слишком много своих идей, зато есть мультик, в котором ко мне приходит сосед и просит топорик со старушкой разобраться.

А в России есть коллекционеры комиксов?

— Да, есть. Два самых серьезных коллекционера – Константин Эрнст и Алексей Венедиктов. Когда Венедиктов, например, разрешил выставить часть своей коллекции, и мы спросили, сколько он может дать, Алексей ответил, сколько газелей мы можем предложить.

Вы не в числе коллекционеров?

— А мне очень много дарят, время от времени покупаю некоторых художников. Я, например, дикий фанат Тома Суорта. Такой швейцарец, сначала чернит бумагу тушью, потом кадры иголочкой процарапывает, очень красивые крутые истории, без текста практически.

— Как долго вы рисуете один комикс?

— Когда как. Когда одну ночь, а тот, который висит [на фестивале «Городские истории»], рисовал месяц. В то время я был в Индии, имел кучу времени и сидел спокойно рисовал, перерисовывал каждый кадр по несколько раз, карандашиком проходился. А вообще предпочитаю все быстро делать, иначе мне скучно становится.

Беседу вела Елизавета Чукреева

"