Posted 16 августа 2016,, 12:35

Published 16 августа 2016,, 12:35

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

Недостаточное финансирование и поборы. Председатель «Совета за права детей на образование» о проблемах дошкольного образования

Недостаточное финансирование и поборы. Председатель «Совета за права детей на образование» о проблемах дошкольного образования

16 августа 2016, 12:35
Фото: Ирина Молокотина для Properm.ru
Родители, у которых есть дети дошкольного возраста, хорошо знают, какой проблемой является определение ребенка в детский сад. Речь идет не о том, чтобы выбрать самый лучший, ближний к месту жительства, работе родителей. Устроить ребенка в любой детский сад уже считается невиданной удачей.

Как получить заветное место в садик, за что не должны брать плату в школе и почему проблемы с образованием в Перми не решаются, мы спросили у Председателя РОО «Общественный Совет за права детей на образование» Анны Куликовой.

***

— Середина августа — горячая пора для родителей устраивать детей в детские сады.

— Сейчас официально идёт второй этап предоставления свободных мест в детские дошкольные учреждения. Если речь идет о детях двух-трех лет, то пока мало кто из родителей, сообщил — «ура, нам всё-таки дали путёвку». Некоторым сказали подходить 20-го августа, но многим путёвок не достанется. При этом, в отчётах департамента образования цифры покажут положительные.

— Как такое возможно?

— В отчете контрольно-счётной палаты в 2015-м году указано, сколько мест было предоставлено и сколько ещё осталось невостребованных. В Мотовилихе остались не востребованными 179 мест в детский сад на полный день — семь полных групп. Странно, ведь насколько я знаю в Мотовилихе дефицит мест в садах.

Для трехлеток Департамент образования предлагают садик на четыре часа. Но эта услуга мало востребована, ведь эти четыре часа не закрывают даже половину рабочего дня. Все что успевает сделать родитель довести до садика ребёнка, сходить домой или в магазин, прибраться дома и больше ничего — можно обратно идти за ребёнком.

Чиновники навязывают эту услугу, говоря, что на двенадцать часов мест нет, или есть, но в другом районе. Сладывается ситуация, когда люди живут в Мотовилихе, а им предлагают Свердловский район или Дзержинский на двенадцать часов, либо четыре часа около дома. Я надеюсь, что это делается не специально , но как бы то ни было родители отказываются, и чиновники эти отказы фиксируют. Получается, что в отчёте департамента образования всё хорошо: места были предоставлены, но родитель отказался, поэтому услугу предложат на следующий год.

— И как же тогда устроить ребенка в садик, на 12 часов и желательно поближе к дому?

— Мне часто задают этот вопрос. С первого взгляда всё просто: подойти в отдел образования при Администрации района и написать заявление. Но на деле этого недостаточно.

— Какие нюансы необходимо знать, что написать правильное заявление?

— Итак, вы хотите отдать ребенка в детский сад в два года и желательно в тот детский сад, который находится или недалеко от дома или по пути на вашу работу. Хоть Федеральным законом «Об образовании» дошкольное образование предусмотрено с двух месяцев, на деле оказывается и в три года устроить ребенка в детский сад, тем более около дома, проблематично.

В первую очередь необходимо грамотно составить заявление, в котором нужно указать, какую форму образования вы выбираете для ребенка. В Перми на сегодня предусмотрены две формы дошкольного образования — это группа кратковременного пребывания — четыре часа в день и группа двенадцати часового пребывания ребенка.

— Некоторые родители работают дольше двенадцати часов, или в ночную смену, или сутками. А если родитель один в семье? Возможно, стоит задуматься о создании круглосуточных групп?

— Для эксперимента можно создать хотя бы одну группу и посмотреть, насколько это будет востребовано. Люди, которые так работают, наверняка, будут возить своих детей даже в другой район. Пускай не каждый день ребёнок будет оставаться на ночь, это же не страшно.

Но вернёмся к заявлению о предоставлении места в детском саду: Вы указываете, какая образовательная услуга необходима вашему ребенку, а также номера детских садов, в которые вы бы хотели отправить своё чадо. Стоит отметить, что если вы будете обращаться в отдел образования через портал Госуслуги, то вам придется заполнить стандартную форму заявления, которая не отражает все тонкости.

— Почему так важно учитывать все эти тонкости? Неужели непонятно, что надо просто устроить ребенка в садик.

— В случае отсутствия необходимых уточнений Департамент образования имеет право предложить вам любой вариант, и если вы откажетесь, то формально ваша заявка переходит в отсроченную очередь. То есть, департамент вам предложил образовательную услугу, а вы отказались. В отчетах все будет красиво.

Та же ситуация и с детскими садами, которые вас не устраивают из-за своей территориальной удаленности от вашего дома. Администрация города Перми утвердила постановление «О закреплении территорий города Перми за подведомственными образовательными учреждениями, реализующими программу дошкольного образования».

Необходимо отметить, что это закрепление вызывает очень много вопросов. Как можно было жилые дома на одном берегу Камы закрепить за детскими садами на другом? Для того чтобы родителям отвезти ребенка в детский сад из Левшино в Заостровку, необходимо потратить 40–50 минут на дорогу. Предположим, что родители работают на заводе с 7:30 утра, это означает, что ребенка нужно привезти в детский сад как минимум за час до начала рабочей смены, чтобы успеть доехать до завода. Не будем забывать, что в нашем городе все детские сады работают с 7.00 утра. А если это мать-одиночка, а если детей двое или трое, да ещё они и в разные детские сады ходят? Так вот, если в заявлении о предоставлении места в детском саду предусмотреть конкретные номера учреждений, то вам обязаны предоставить место в одном из них.

— С городом понятно. Какая обстановка в Пермском районе?

— В районе действительно беда с доступностью. В Перми хотя бы транспорт есть, а в Пермском районе не везде даже автобусы ходят. Получается, что детский сад тебе предложат, но как добраться, решай сам. Школьников возит школьный автобус, а ребёнка-дошкольника нельзя перевозить без родителя. Проблема обнаружилась, когда дали земли многодетным. Есть семьи, которые построились, переехали туда с детьми, и сейчас не могут водить своих детей в детский сад. Как люди в деревнях водят своих детей дошкольников в детские сады в районные центры стоит только догадываться.

— Это с дошкольным образованием. А что сейчас актуально по школьному?

— Проблем на самом деле множество, и тоже прикрепление микрорайонов к школам, и отделение во время обедов льготников от тех, кто питается платно.

И, конечно, навязывание платных услуг. Рабочие тетради, которые все родители уже много лет покупают сами, оказывается, по закону должны быть бесплатными. У нас есть по этому поводу решение прокуратуры. Другой вопрос: выделяются ли школе средства на это? Потому что руководители учреждений утверждают, что у них нет на всех денег. Получить бесплатно тетради можно только если написать заявление, что у тебя тяжелое материальное положение. Но причём тут материальное положение, если положено всем по закону абсолютно бесплатные рабочие тетради, те, что предусмотрены образовательной программой.

— В городском бюджете половина расходов предусмотрена на образовательные услуги, то есть на программу образования.

— Вот отсюда и вопрос. Куда же эти деньги идут? И идут ли они вообще? Нормы по предоставлению муниципальной услуги и дошкольного образования, и среднего, и дополнительного образования есть. И по этим нормативам, например, тренер дополнительного образования должен получать 30 тысяч рублей. Понятно, что оплата зависит от количества детей, от количества набранных групп, но даже если предположить, что на тренера приходится две группы, с которыми он занимается по два часа, 30 тысяч — это очень неплохой заработок. Тем не менее, спортивные учреждения и различные центры дополнительного образования — не все, конечно, но есть такие, — говорят, что финансирование недостаточное, что в этом году его ещё урезали. Тогда вопрос, кто лукавит? Самое плохое, что это недофинансирование вызывает поборы. Поборы прикрываются всякими попечительскими советами.

— Какое бы решение вы предложили?

— Во-первых, должна быть информация в каждом учреждении что бесплатно, а что платно. Во-вторых, все денежные средства, передаваемые образовательным учреждениям в качестве добровольного взноса, должны передаваться только с оформлением платежных документов и личным заявлением родителя, на какие конкретно нужды родитель сдает деньги. Вот тогда не будет возникать этой двоякости. Но кому-то это не выгодно, поэтому этого нет. Мы обращались в департамент образования, была составлена такая памятка, и департамент её принял и выдал рекомендацию её разместить в учреждениях образования, но большинство не разместили.

— Что же нужно сделать в первую очередь? Какие решения надо, грубо говоря, «продавить» в департаменте образования?

— В первую очередь, надо сделать так, чтобы поборов не было. Это значит необходимо нормализовать процедуру финансирования учреждений. Это финансирование реально обеспечит содержание учреждения, нормальную зарплату педагогам, чтобы они не в две смены пахали, а работали и получали за это достойные деньги и продолжали любить детей и свою профессию. Потому что, когда у тебя, извините, у самого дома корочка хлеба лежит только, я думаю, с детьми работать не очень радостно. Конечно и контроль за расходованием средств должен быть строгий и наказание, действительно, ощутимое за растрату или злоупотребление полномочиями.

"