Posted 7 января 2017,, 05:20
Published 7 января 2017,, 05:20
Modified 2 марта 2023,, 14:37
Updated 2 марта 2023,, 14:37
Последние годы в нашей стране активно продвигается тренд получения государственных услуг в режиме онлайн. Для граждан России стали доступны через интернет: регистрация брака и развода, оплата штрафов ГИБДД, регистрация авто, запись в детский сад, запись к врачу и т.д.
Это модное веяние затронуло и одну из самых больных и проблемных тем нашей страны — жилищно-коммунальное хозяйство. Результатом «онлайн-бума» в ЖКХ, стало появление государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Как заявлено на официальном сайте, ГИС ЖКХ — это единая федеральная централизованная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации:
Выглядит это все красиво, но как она реализована и работает в «полевых» условиях?
30 мая 2016 года был подписан приказ Минкомсвязи и Минстроя, утверждающий состав, сроки и периодичности размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
— По итогам целого ряда обсуждений принят ряд решений о совершенствовании процедуры внедрения системы. Система важная и очень масштабная, это один из ключевых проектов, направленных на повышение открытости данных в ЖКХ. Но, понимая её сложность, запускать её нужно аккуратно, без риска для работы систем жизнеобеспечения, поэтому внедрение будет поэтапным. Будет введена отсрочка ответственности за неразмещение данных, а также скорректирован перечень информации, требуемой к размещению в ГИС на первом этапе. Подробности скоро узнаете, — написал на своей странице в facebook Андрей Чибис, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Вместе со вступлением в силу приказа, с 1 июля 2016 года, у всех организаций коммунальной сферы начался переходный период, в течение которого не налагаются штрафы за неразмещение информации, которую необходимо вносить согласно требованиям министерств. Закончиться «переход» должен 1 января 2017 года, но судя по последним заявлениям властей стоит ожидать очередное продление этого периода.
По данным ГИС ЖКХ, в рейтинге внедрения системы Пермский край находится на 78 месте из 86 субьектов федерации. В регионе зарегистрировалось меньше половины организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, всего 1136 — это 49,4%. Из них 354 управляющие компании (100%), 675 ТСЖ (39,9%), 107 ЖК, ЖСК и прочих кооперативов (41,8%).
Александр Зотин отмечает, что введение обязательной регистрации для организаций, осуществляющих управление домом, будет обременять их дополнительным затратами, например:
Согласно одному из нововведений системы (части 2.2 ст. 155 ЖК РФ), которое должно вступить в силу 1 января 2017 года, управляющая организация будет обязана предоставить собственнику квитанцию за ЖКУ не только в привычном бумажном формате, но и в электронном виде через систему ГИС ЖКХ. Если эти условия не будут выполнены, то можно не оплачивать услуги в срок.
По мнению эксперта, недобросовестные потребители, живущие за счет соседей, смогут использовать новшество в корыстных целях. Далеко не все управляющие организации будут вовремя размещать квитанции в системе, что даст им причины не платить по счетам, в то время как большинство собственников продолжат оплачивать КУ традиционным способом. Непонятна и реализация этой затеи. Если для граждан регистрация в ГИС ЖКХ необязательна, то как будет предоставляться квитанция через сайт человеку, незарегистрированному в системе?
В Министерстве строительства и ЖКХ Пермского края Properm.ru сообщили, что все электронные квитанции будут выставлять гражданину и вноситься в базу данных по его номеру СНИЛС и паспортным данным. Если, спустя год или три, вы зарегистрируетесь в ГИС ЖКХ, то сможете просмотреть всю историю начислений за этот период. Кроме того, все платежи от разных организаций, управляющей компании, тепловиков, электриков, газовиков или местного водоканала, будут выставлять по единому лицевому счету собственника. Это нововведение должно избавить от путаницы с оплатой услуг ЖКХ в разные организации по разным счетам.
— Система делается в первую очередь для потребителей коммунальных услуг. Вам не надо будет бегать за этими «корешочками», пришли они в почтовый ящик или нет. Вы просто заходите в личный кабинет и видите все, — пояснили корреспонденту Properm.ru в краевом Минстрое.