Posted 19 февраля 2017,, 15:06

Published 19 февраля 2017,, 15:06

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Юрист в сфере ЖКХ: «Нормальное правление ТСЖ — как жемчужина, которая формируется годами»

Юрист в сфере ЖКХ: «Нормальное правление ТСЖ — как жемчужина, которая формируется годами»

19 февраля 2017, 15:06
Дмитрий Загуменнов
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
Опытный адвокат рассказал Properm.ru какие последствия могут появиться от введения системы ГИС ЖКХ, почему это негативно отразится на собственниках жилья и каким должно быть идеальное ТСЖ.

1 января 2017 года должна была запуститься Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). До этой даты все управляющие организации были обязаны разместить информацию о домах, находящихся в их управлении. В отношении тех, кто этого не сделал, были предусмотрены административные штрафы. Однако 28 декабря 2016 года Владимир Путин подписал указ о переносе сроков ответственности за невнесение сведений в систему.

Внесенные главой государства поправки перенесли сроки по обязательному размещению информации в ГИС ЖКХ на 1 июля 2017 года. Срок наступления административной ответственности был перенесен на 1 января 2018 года.


Properm.ru узнал у эксперта какие риски и проблемы появятся с введением ГИС ЖКХ, и кто в итоге выиграет от работы системы. На вопросы редакции ответил Виталий Степанов, кандидат юридических наук, директор по правовым вопросам юридической компании «Проспект-С».

***

— 1 января 2017 года наступило почти два месяца назад. Сроки запуска ГИС ЖКХ опять перенесли на полгода. В чем сложность? Почему потребовалось в очередной раз все откладывать?

— В ГИС ЖКХ должна быть размещена уйма информации. Важно понять, что это не разовая операция. Есть сведения, которые должны обновляться регулярно. Вплоть до того, что даже квитанции за коммунальные услуги по каждой квартире должны выгружаться в эту программу. Сразу возникает вопрос. Кто все это будет делать? Председатель ТСЖ или директор УК?

Давайте управляющие компании пока уберем в сторонку и рассмотрим все на примере ТСЖ и ЖСК, которые управляют около 25% жилого фонда Перми. Нередко председатель правления товарищества — это человек, который владеет современными технологиями на невысоком уровне, и, как правило, эти люди занимаются управлением многоквартирными домами в свободное от основной работы время. Кроме того, ТСЖ и ЖСК — это некоммерческие организации, в деньгах они, мягко говоря, не купаются. Чтобы нанять отдельного человека или организацию, которые бы занимались занесением информации в ГИС ЖКХ необходимы дополнительные затраты, которые лягут на плечи всех собственников дома.

Кроме того, объем сведений, которые необходимо внести в ГИС ЖКХ немаленький. Порядка сотни позиций. Начиная от общей информации, такой как адрес дома, площадь, контактные данные, ФИО руководства, ОГРН, заканчивая информацией по всем заключенным договорам. Например, товарищество передало в аренду физическому лицу площадь для размещения рекламного баннера. Теперь, они должны загрузить в систему протокол общего собрания, на котором принято это решение, документы, подтверждающие полномочия лиц заключать от имени собственников договор, размер и период платы по договору, СНИЛС и паспортные данные лица, с которым заключается договор и прочие документы.

— Разве публикация паспортных данных и СНИЛС в открытый доступ не является раскрытием персональных данных?

— Обработка персональных данных ТСЖ — это вообще отдельная тема, которая интересует и Роскомнадзор.


— Но ведь что-то эти усилия должны дать? Наверняка ожидается какой-то эффект от введения таких требований?

— Взамен нам обещают, что мы будем всегда получать информацию онлайн. Однако и действующее законодательство, стандарты раскрытия информации, дают возможность собственникам получать такие данные. Если их не предоставляют, то вы обращаетесь в компетентные органы, которые выдают предписание, и вы все равно получите то, что хотели. Как бы ни получилось так, что положительный эффект от введения ГИС ЖКХ, окажется несопоставимым тем расходам, которые будут вынуждены нести собственники, чтобы поддерживать работоспособность этой системы. Поживем, увидим.

— Какие еще могут быть риски для ТСЖ и ЖСК, если система ГИС ЖКХ заработает?

— Мне не верится, что обычное товарищество собственников жилья будет способно выполнить абсолютно все требования, которые прописаны в ГИС ЖКХ при наличии порядка сотни позиций. Это может стать поводом для жалоб и проверок, следовательно, привести к очередным финансовым затратам.

Например, в доме образуется группа людей, которая хочет поменять председателя или правление. В разных инстанциях одновременно появляются от них жалобы. Госорганы начинают проводить проверку товарищества по всем направлениям, а система дает дополнительную возможность найти то, к чему можно прицепиться. Так, с 1 января 2018 года за любой факт неразмещения информации в ГИС ЖКХ или нарушения порядка, способов и сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации предполагается штраф на ТСЖ, ЖСК до 30 тыс. рублей, который фактически может лечь на тех же собственников жилья.

— Есть ли опыт в вашей практике, когда ТСЖ «страдали» от действий злоумышленников из-за неполного раскрытия информации?

— Была в Перми группа лиц, которая обращалась в суды с требованием раскрыть информацию, которую не опубликовал многоквартирный дом на сайте «Реформа ЖКХ». При этом эти люди даже не являлись собственниками помещений в тех домах. Когда ТСЖ размещало информацию они говорили, что все хорошо, претензий больше нет, но требовали возместить судебные издержки в размере 15 тыс. рублей. На вопрос: «Что вам от нас было нужно, ведь у вас даже нет квартиры здесь?», они отвечали, что планировали приобрести жилье и хотели ознакомиться с деятельностью товарищества, чтобы не прогадать. Поскольку полной информации не было, то их права якобы были нарушены. Поэтому через суд они требовали предоставить компенсацию. Такие случаи были в разных районных судах Перми. Конкретно в нашем случае, когда мы помогали одному из ТСЖ, мы снизили эту сумму до двух тысяч рублей. В дальнейшем мы планировали обратиться в правоохранительные органы, но до конца доводить это дело ТСЖ не стало. После того случая аналогичные ситуации с ТСЖ, находящимися в поле нашего зрения, больше не возникали.

Поэтому, если приложить к ГИС ЖКХ какие-то дурные усилия, то система может серьезно осложнить жизнь среднестатистического ТСЖ или ЖСК. Позитивному товариществу, нормальному дому — это все в минус. У них и так все хорошо, никто не занимается воровством. Система создает для них дополнительную работу и является достаточно обременительной.

— Как ГИС ЖКХ повлияет на товарищества ситуация понятна. Но как введение системы отразится на УК?

— На управляющие компании введение системы повлияет совершенно по-другому. Им проще нанять сотрудника, который будет заниматься раскрытием информации по всем домам, находящимся в их обслуживании. Кроме того, именно по УК больше проблем в плане нераскрытия информации по расходованию средств или выставлению двойных квитанций. Поэтому в ситуации с управляющими компаниями это скорее плюс, но я не думаю, что он настолько серьезен, что сможет кардинально изменить ситуацию и систему управления домами. Также надо понимать, что для управляющей компании с большим жилищным фондом и финансовым оборотом не составляет труда заплатить штраф в 20–30 тыс. рублей, в отличие от ТСЖ. Кроме вышесказанного, в работе ГИС ЖКХ есть и чисто технические сложности, которые надо устранять. Нередко приходится сталкиваться с неполадками при размещении данных.


— Если немного отойти от темы ГИС ЖКХ, то как можно описать ситуацию сложившуюся в жилищно-коммунальной сфере страны?

— Мне кажется, что сейчас мы сталкиваемся с чрезмерной зарегулированностью (слишком большим количеством законов и правил — прим. Properm.ru). Есть такое ощущение, что законодатель пытается искусственным путем сделать собственников сознательными, но так это не делается. Сейчас людям дают такую уйму возможностей, чтобы получать информацию о ЖКХ, но столько не нужно. Если человек действительно хочет следить за сферой, то это делается гораздо проще — создай товарищество собственников жилья, стань членом правления или председателем, и ты получишь все возможности, чтобы контролировать расходование средств. Вот к чему надо подталкивать людей. Нужно, чтобы они брали правление домом в свои руки, а их подталкивают совершенно к другому. Общественные организации и надзорные органы предлагают людям просто написать жалобу, чтобы потом УК или ТСЖ наказали штрафом. Однако это неправильный подход. «Удар палкой» в таких ситуациях не решает проблему. Нам нужно больше обученных председателей, управленцев в сфере ЖКХ и просто ответственных собственников, готовых заниматься не только своей «жилплощадью», а решать общие задачи по обеспечению надежного функционирования многоквартирного дома, повышению качества жилищно-коммунальных услуг.

— Каким должно быть правление ТСЖ, чтобы в доме было все хорошо: стены не сыпались, трубы не бежали, крыша не протекала, счета в квитанциях были разумными?

— Нормальное правление ТСЖ — это как жемчужина, которая формируется годами. Это единицы неравнодушных людей, на которых можно положиться. Эффективность товариществ в первую очередь основана на активности жителей дома. Если посмотреть на те ТСЖ, которым можно поставить плюс за работу, то, как правило, эти товарищества опираются не на одного председателя, а на группу единомышленников, которые сообща решают проблемы дома. Все мы знаем хорошую поговорку — «хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам». В определенном смысле это правило работает и применительно к управлению многоквартирными домами.