Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Общество
12 февраля 2010, 16:26

Пермяков спросили о масленице

Пермяков спросили о масленице
Что жители города знают об этом древнем празднике?

В начале февраля Центром социологических и маркетинговых исследований «Социо ПРО» было проведено социологическое исследование, посвященное предстоящему празднику Масленицы. Опрос проводился методом телефонного интервью. В исследовании приняли участие 1000 жителей города Перми в возрасте от 16 до 80 лет, среди которых большая часть (68%) христиане, 23,8% — атеисты, а 8,2% — исповедуют другие религии.

Корни праздника уходят далеко в язычество, когда он назывался «Комоедица» — день почитания Медвежьего бога: принесение жертвы «Великому Медовому Зверю». Сегодня «Масленица» некоторыми источниками относится к типу «православных, христианских» праздников и имеет второе название «Сырная неделя».

Более подробно о значении данного праздника в разные времена нам рассказали эксперты:

[ЦСМИ «Социо ПРО»]: «Что означал праздник «Масленица» (Комоедица) для людей во времена язычества? Чему он был посвящен?»

[РАКОВ Вячеслав Михайлович, историк, культуролог, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков ПГУ, доцент Пермского отделения Высшей школы экономики]: «Мне кажется праздник «Масленица» (Комоедица) завершал некий сезонный цикл, цикл жизни. Его смысл заключался в том, чтобы люди выходили за пределы серьезного существования. Все древние культуры имели в той или иной степени запреты, табу, которые диктовали, как человек должен вести себя. Такие обычаи снимали внутреннее напряжение, т.е. «Комоедица» то время, когда люди могли «легально» «выпустить пар». «Комоедица» – это проводы зимы, обновление природы, конец старого года и начало нового года.

Символика праздника:

– сжигание чучела – означало сжигание прошлого, физическое уничтожение всех проблем, которые были в году.

– выпекание блинов – несло в себе очищение: через поглощение блинов происходило приближение к богу солнца «Ярило» (в то время блин являлся символом солнца).

– прыжки через костер – это тоже некое очищение огнем, а огонь – это некая очищающая сила во всех древних обществах».

[ЦСМИ «Социо ПРО»]: «Что означает «Масленица» для Русской Православной Церкви»? Каково отношение к данному празднику?

[ГОГОЛИН Николай Александрович, руководитель пресс-служба Епархиального Управления]: «Масленица» – это неделя приготовления к Великому Посту. Во-первых, идет вхождение в Пост настроем, уже идут ограничения во многом, в том числе, и в пище. До этой неделе есть неделя «мясоед», когда употребляется мясо. Потом человек входит в «Масленицу» («сырная неделя») и уже появляются молочные продукты, молоко, сметана, все кроме мяса, что позволяет человеку постепенно готовиться к соблюдению Великого поста.

[ЦСМИ «Социо ПРО»]: «Каково отношение к данному празднику?»

Православная церковь относится к этому празднику нейтрально. Многому из христианства предшествует язычество. По сути дела, всему. Христианство, оно восприняло и сохранило всё то, что народу было дорого, и наполнило это не языческим, а православным содержанием. Если говорить о языческом: радость, веселье, сжигание чучела – это уже престало быть языческим, а стало христианским. «Масленица» по своей сути не имеет никаких противоречий тому, что связано с христианством. Христианство не призвано для того, чтобы ломать традиции, не призвано для того, чтобы истреблять из человека что-то, те культурные элементы, которые имели место. Так было и в Греции, так было и в Риме, так было и во всех других местах, даже храмы строили на тогдашних святых местах – на месте капищ, где покланялись языческим богам. Христианство, оно олицетворяет собой любовь. Поэтому процесс христианизации, по сути дела был процессом оцерковления людей их традиций, привычек, что исключало только противное христианству – ненависть, злобу, насилие и прочее.

Таким образом, экспертами были обозначены существенные различия в трактовке праздника «Масленица» в разные времена. При этом невозможно однозначно сказать о преобладании того или иного смыслового наполнения современной «Масленицы». Для определения особенностей восприятия жителями г. Перми праздника «Масленица» специалистами ЦСМИ «Социо ПРО» был проведен опрос общественного мнения.

Для большинства пермяков (59,6%) праздник «Масленица» является просто традицией, передающейся из поколения в поколение. Чаще всего данная трактовка «Масленицы» встречалась среди ответов атеистов (43,1%). Чуть меньше половины опрошенных жителей города Перми (45,2%) придают празднику «Масленица» тот же смысл, который вкладывали в него люди во времена язычества, а именно ассоциировали «Масленицу» со скорым окончанием зимы и началом весны. Отметим, что при этом, данный вариант ответа выбрали половина из тех, кто счел себя верующим и исповедующим христианскую религию. Христианское понимание «Масленицы» разделяют только 17,6% опрошенных, считая, что, прежде всего, этот праздник предвещает Великий Пост и подразумевает подготовку к нему. Стоит отметить, что данный вариант ответа указали 21,8% верующих христиан и даже 9,7% атеистов.

14,0% жителей города Перми не придают никакого значения рассматриваемому празднику.

Как показали результаты исследования, большая часть опрошенных не знают, в какие дни отмечается данный праздник (64,40%). Более того, даже среди тех, кто утверждал, что знает, когда в 2010 году проходит «Масленица» (35,60%), правильные даты смогли указать лишь половина из них – 51,69%.

Интересно, что, несмотря на возникшие сложности с указанием даты наступления масленичной недели, большинство пермяков отмечают данный праздник. Так, 58,8% ответили, что празднуют «Масленицу», хотя «мало знакомы с традициями данного праздника и их почти не соблюдают» (причем данный вариант явился самым популярным как среди христиан, так и среди атеистов — 61,8% и 54,2%), а почти каждый пятый опрошенный указал, что «старается соблюдать все обряды данного праздника».

Не отмечают «Масленицу» чуть меньше четверти респондентов – 22,0%. Причины достаточно разнообразны: треть не считают «Масленицу» праздником, у части опрошенных нет на это времени или денежных средств, кому-то отмечать «Масленицу» не позволяет возраст, кто-то попросту забывает об этом празднике, а кто-то его вообще не любит.

Непременным атрибутом «Масленицы» традиционно выступают блины и оладьи. Так ответили, что выпекают их на данный праздник подавляющее большинство пермяков (89,23%). Около половины опрошенных ходят на масленичной неделе в гости к родственникам и друзьям (47,69%). Треть респондентов ответили, что участвуют в народных гуляниях, посвященных данному празднику.

Важно отметить, что истинно христианские обряды, такие как соблюдение традиции Прощеного воскресенья и подготовка к Великому Посту, не пользуются популярностью у пермяков (2,56% и 8,21% соответственно).

Гулять, так гулять!

В заключительно части опроса жителям города Перми было предложено выразить свое отношение к идее организации городскими властями массовых гуляний в честь празднования «Масленицы».

Таким образом, подавляющее большинство пермяков отнеслись бы к данной инициативе крайне положительно. Так, 52,4% считают, что массовые гуляния по случаю «Масленицы» «помогут сохранить народные традиции и обычаи и передать их следующим поколениям»; а по 46% сошлись во мнении, что данный праздник «во все времена широко отмечался на Руси и является традицией» и охарактеризовали «Масленицу», как «веселый и светлый праздник, празднование которого послужит прекрасным времяпрепровождением».