Posted 2 апреля 2018,, 10:44

Published 2 апреля 2018,, 10:44

Modified 1 марта 2023,, 15:45

Updated 1 марта 2023,, 15:45

Мечты не сбываются. «Газпром» экономит на Пермском крае, но что взамен?

Мечты не сбываются. «Газпром» экономит на Пермском крае, но что взамен?

2 апреля 2018, 10:44
Фото: 1MediaInvest
… за прошедшее с 2013 года время «Газпром» сэкономил на налоговой льготе порядка 2,5 млрд рублей. Инвестиции монополиста в Пермский край (преимущественно в объекты газификации) должны были составить 30 млрд рублей — большинство из инвестиций вложены «Газпромом» в свое же имущество.

В 2013 году заксобранием Пермского края были внесены изменения в закон «О налогообложении в Пермском крае» — статья 195 дополнена пунктом 5 следующего содержания: «Налоговая ставка в размере 0 процентов устанавливается для организаций в отношении магистральных трубопроводов, входящих в Единую систему газоснабжения».

Что это значит? У Газпрома есть трубопроводы, имущество, которое облагается налогом. Кстати, расходы на содержание труб, их обслуживание и ремонт закладываются в тариф. После 2013 года расходы, заложенные в тариф остались, а налог отменили. Взамен на обещание инвестиций в обекты газовой инфраструктуры и в социальные объекты.

Кто?

Пермский край в лице бывшего губернатора Виктора Басаргина и ОАО «Газпром» в лице председателя правления Алексея Миллера заключили договор о сотрудничестве между краем и ОАО «Газпром».

Контроль за исполнением условий договора осуществляли зампредседателя правления Газпрома Валерий Голубев и зампредседателя правительства региона Олег Демченко.

Что?

Основные условия договора (есть в распоряжении редакции) такие: «Газпром» вкладывает инвестиции в строительство объектов газовой инфраструктуры и в строительство социальных объектов порядка 30 млрд рублей, а край освобождает Газпром от уплаты налога на имущество (трубопроводы). В цифрах — это полмиллиона рублей в год (на 2013 год), которые потерял бюджет региона.

Определенных сроков исполнения условий договора не было, а такой документ признается действующим до окончания исполнения сторонами обязательств.

Подробнее

Обязательств со стороны Пермского края (кроме нулевой ставки налога на имущество в отношении трубопроводов) было порядка 30 пунктов, в том числе отсутствие у потребителей Пермского края задолженности за газ. Кроме того: погашение задолженности краевых учреждений, своевременный пересмотр и утверждение тарифов. Пермский край должен был содействовать в предоставлении «Газпрому» площадок для строительства автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) вблизи якорных потребителей, включать представителей «Газпрома» в состав комиссий по выбору земельных участков для АГНКС. Каким-то образом регион должен был обеспечить «минимально необходимый объем транспортных средств для функционирования АГНКС».

Пермский край должен был оказать содействие «Газпрому» в ограничении арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена; в предоставлении земельных участков для строительства производственных, административно-офисных объектов, в переводе земельных участков в категорию земель промышленности и иного специального назначения под объектами газоснабжения из земель иных категорий.

Обязательства «Газпрома» условно сгруппировать можно так: обязательства общего характера; строительство объектов газификации Пермского края и объектов спортивно-оздоровительного назначения в рамках программы «Газпром-детям»; рассмотрение вопроса о приобретении в собственность газопровода-отвода Очёр-Кудымкар-Купрос.

«Газпром» включил в свою инвестпрограмму:

  • реконструкцию газопровода-отвода «Оханск-Киров» (общая стоимость 16 млрд рублей, в 2013 году 3 млрд рублей);
  • реконструкцию газопроводов-отводов «Чусовой-Березники-Соликамск — 1,2» (общая стоимость 11 млрд рублей, в 2013 году 6 млрд рублей);
  • реконструкцию ГРС «Березники» (общей стоимостью 100 млн рублей);
  • запасной пункт управления администрации «Пермтрансгаз» (общей стоимостью 226,5 млн рублей, в том числе 2013 год — 110,5 млн рублей);
  • реконструкцию систем автоматизированного управления компрессорных станций ООО «Пермтрансгаз»;
  • строительство двух объектов газомоторной инфраструктуры в Перми (общей стоимостью 281 млн рублей, в том числе в 2013 году — 148 млн рублей).

Также «Газпром» обещал «рассмотреть возможность» (именно такая формулировка):

  • строительства ФОК в Гремячинске (122,7 млн рублей, в том числе в 2013 году 15 млн рублей);
  • проектирования и строительства ФОК в Чайковском (558,2 млн рублей);
  • проектирования и строительства ФОК в Кизеле (общей стоимостью 160 млн рублей);
  • приобретения специально оборудованного автотранспорта пассажировместимостью 22–28 человек для перевозки школьников к месту учебы;
  • строительства универсальных спортивных плоскостных площадок (общей стоимостью 150 млн рублей);
  • строительства здания реабилитационного центра для детей-инвалидов а 70–90 человек;
  • приобретения в собственность газопровода Очер-Кудымкар-Купрос, газораспределительных станций в Кудымкаре и в Купросе.

Не получилось

В 2016 году контрольно-счетная палата (КСП) региона подвела предварительные итоги эффективности предоставления «Газпрому» налоговой льготы. Свой отчет КСП представила депутатам заксобрания Пермского края, и те признали предоставление льготы неэффективной, а договор между краем и «Газпромом» неисполненным.

Во-первых, участие «Газпром» в инвестиционных проектах и программах, предусмотренных договором о сотрудничестве, осуществлялось, исходя из «принципа срочности, возвратности и платности инвестиций, а также при условии, если их доходность будет соответствовать внутрикорпоративным нормам «Газпром». «Следовательно, — приходят к выводу аудиторы КСП, — строительство объектов газификации осуществляется ПАО «Газпром»,в рамках развития собственного бизнеса». Инвестиции есть, но в свои же объекты.

Во-вторых, не все обязательства оказались исполненными (ни по реконструкции и строительству объектов газовой инфраструктуры, ни по строительству социальных объектов).

1. Объекты газовой инфраструктуры

На начало 2016 года инвестиции ПАО «Газпром» (по данным «Газром трансгаз Чайковский») в объекты газоснабжения составили 49,1 млрд рублей (в договоре о сотрудничестве было предусмотрено — 27,3 млрд рублей). «Обязательства ПАО «Газпром» по строительству объектов газификации, предусмотренных в договоре о сотрудничестве, исполняются до настоящего времени и планируются к исполнению на будущий период», — приходят к выводу аудиторы КСП.

2. Социальные объекты

Программой социально-экономического развития Гремячинского муниципального района на 2011–2015 годы было предусмотрено строительство ФОК с бассейном в Гремячинском районе» (исполнитель — администрация района) и ФОК в Гремячинске (исполнитель — ОАО «Газпром»). Строительство ФОК с бассейном не начато в связи с недостаточностью бюджетных средств.

ФОК без бассейна «Газпром» сдал, общая стоимость строительства — 103,3 млн рублей. Заказчиком объекта является ООО «Газпром трансгаз Чайковский», генеральным подрядчиком — ООО «РемСтройРесурс» (Пермь).

ФОК «МЕЧТА» состоит из 2 этажей:
— на 1 этаже находится: охрана, электрощитовая, узел управления сауной, сауна, кабинет администратора, раздевалка мужская, раздевалка женская, спортивный зал;
— на 2 этаже: тренажёрный зал, раздевалка мужская, раздевалка женская, кабинет врача, тренерская, универсальный зал. На территории объекта расположены баскетбольная и универсальная спортплощадки.

Физкультурно-оздоровительный комплекс в Чайковском. На конец 2015 года фактическое финансирование со стороны ПАО «Газпром» составило 19 млн рублей (запланировано 538 млн рублей).

В КСП не была представлена информация, на строительство какого именно ФОК в Чайковском направлены средства «Газпрома». В Программе социально-экономического развития Чайковского муниципального района предусмотрена разработка проектно-сметной документации и строительство ФОК на ул. К. Маркса, 30а. По данным администрации, строительство объекта запланировано на 2021 год при наличии средств местного и краевого бюджетов, при разработке проектно-сметной документации средства «Газпрома» не привлекались.

На проект какого ФОК в Чайковском потрачены средства, аудиторы КСП не поняли. В начале 2018 года появилась информация о том, что «Газпром трансгаз Чайковский» построит новое офисное здание. Обсуждение проекта вызвало бурную реакцию со стороны общественности города.

Из шести мероприятий социального характера, предусмотренных в договоре о сотрудничестве, пять мероприятий «Газпромом» не осуществлены: ФОК в Чайковском, ФОК в Кизеле, ФОК в Березниках, реабилитационный центр, покупка школьных автобусов.

3. Приобретение в собственность газопровода-отвода Очёр-Кудымкар-Купрос

С 2001 по 2010 годы на строительство газопровода потрачено 1,4 млрд рублей из федерального, окружного и краевого бюджетов. По данным реестра государственной собственности Пермского края, балансовая стоимость газопровода составляет 1,4 млрд рублей. С 2006 по 2015 годы из краевого бюджета было направлено 290 млн рублей на пусконаладочные работы.
Заказчиком строительства являлось государственное учреждение «Дирекция строящихся газопроводов «Коми-Пермстройгаз». С 2013 по 2015 годы затраты на техническую эксплуатацию составили 106 млн рублей. Всего бюджетные расходы на газопровод составили — 1, 7 млрд рублей.

В декабре 2015 года состоялись торги по продаже объекта без объявления цены. Покупателем признано ООО «Газпром трансгаз Чайковский». Цена объекта — 3,4 млн рублей.

Газопровод, на который потрачено 1,7 млрд бюджетных рублей был продан ООО «Газпром трансгаз Чайковский» за 3,4 млн рублей. «Газпром» будет использовать имущество для получения прибыли.

Эффективности нет

Уровень газификации в Пермском крае ниже, чем в РФ в целом, и значительно ниже, чем в Приволжском Федеральном округе. В 2016 году по общему уровню газификации в ПФО Пермский край находился на 11 месте из 14 субъектов. В 2017 году ситуация коренным образом не изменилась. При этом по территории края проходят практически все основные магистральные газопроводы страны.

Пермский край значительно отстаёт от регионов-конкурентов по уровню газификации сельской местности:

  • Пермский край — 31%
  • Саратовская область — 97,7%
  • Республика Татарстан — 96%
  • Самарская область — 90,3%
  • Республика Мордовия — 79,74%
  • Нижегородская область — 67,4%
  • Республика Башкортостан — 63,7%
  • Ульяновская область — 52%
  • Тюменская область — 43,9%
  • Удмуртская Республика — 38,7%
  • Челябинская область — 34,2%

К основным проблемам в сфере обеспечения надежного газоснабжения и развития газификации относятся:

  • высокий уровень износа объектов газораспределительной системы края;
  • высокая стоимость первоначальных капитальных затрат при проектировании и строительстве объектов газификации;
  • неэффективность сетевой газификации населенных пунктов, удаленных от действующих газораспределительных систем;
  • увеличение бюджетных расходов на содержание и эксплуатацию объектов газораспределительной сети, находящихся в краевой и муниципальной собственности.

По данным КСП на 2016 год, ряд обязательств ОАО «Газпром» по строительству межпоселковых газопроводов и распределительных газопроводов не выполнялись. Нарушены сроки строительства четырех межпоселковых газопроводов. И в 2016 году распределительные газопроводы в селе Дуброво Еловского района, селе Кашка Куединского района, селе Нижний Сып Уинского района, деревне Редькино Октябрьского района — не могли быть введены в эксплуатацию. Фактические показатели результативности по данным объектам «нулевые». Бюджетные средства в общей сумме 59,5 млн рублей использованы неэффективно.

Новые отношения

По данным Properm.ru, нового соглашения с «Газпромом» не будет, продлять старое руководство Пермского края также не планирует, потому что опыт договора 2013 года показал неэффективность такого подхода.

Как сообщили Properm.ru в правительстве Пермского края, с «Газпромом» новое руководство края договорилось принципиально о двух вещах: синхронизации программы газицификации (краевой и «Газпрома») и полной корректировке схемы газификации региона. «Газпром» профинансирует разработку нового документа, прежняя схема была принята в 2012 году и давно потеряла актуальность.

Пока не разработана новая программа газификации, процесс идет в два этапа: первый — исполнение обязательств перед жителями, взятыми властями в предыдущие годы, второй — строительство «Газпромом» магистральных газопроводов, а краем распределительных сетей «до фасада», льготное кредитование населения (многим семьям сложно найти на установку и подключение газового оборудования порядка 100 тыс. рублей).

На первом этапе получат газ порядка 8 тысяч домовладений, свыше 24 тыс. человек, будут газифицированы 43 населенных пункта, построено 679 км газопроводов. В 2018 году начнется формирование второго этапа программы газификации Пермского края, куда будут включены новые территории.

"