Posted 6 марта 2020,, 03:00

Published 6 марта 2020,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 16:15

Updated 2 марта 2023,, 16:15

Расселить нельзя ремонтировать. «Дом грузчика» хотят признать аварийным

Расселить нельзя ремонтировать. «Дом грузчика» хотят признать аварийным

6 марта 2020, 03:00
Ольга Седурина
Фото: Properm.ru
На прошедшем неделю назад общем собрании собственников жилья, чиновники мэрии рассказали людям, что их дом должен быть признан аварийным и его гораздо проще расселить и реконструировать, чем провести капитальный ремонт. Чиновники сообщили собравшимся, что при расселении дома можно привлечь средства федерального, регионального и муниципального бюджета, а также внебюджетных источников.

«Дом грузчика» — памятник истории и архитектуры регионального значения, расположенный в Перми на улице Монастырской, 171. Построен в 1938 году в стиле советского конструктивизма, как общежитие для портовых рабочих. В 1955 году к основному зданию были пристроены правое и левое крыло с благоустроенными квартирами. Здесь же Камское речное пароходство обустроило библиотеку, красный уголок, телевизионную и бильярдную комнаты. В здании размещался учебный комбинат, в шутку называемый «портовой академией».

В 2010 году здесь начались съемки сцен сериала «Реальные пацаны». По сюжету здесь живет главный герой Колян Наумов. Квартиру в правом пристрое дома под съемочную площадку предоставил знакомый артистов.

Год назад экспертиза признала дома пригодным для безопасного проживания только после реконструкции. Жителям предложено самим решить — получить компенсацию или остаться жить здесь. В 2018 году суд обязал мэрию Перми провести капитальный ремонт дома.

Может дать ключ от квартиры, где деньги лежат

В 2018 году Ленинский районный суд возложил на администрацию Перми обязанность по проведению капитального ремонта «Дома грузчика». В 2019 году мэрия заключила госконтракт на инструментальное обследование здания с ООО «Герда». В декабре 2019 года мэрия решила вынести на общее собрание собственников решение о проведении капремонта или расселения с последующей реконструкцией.

На прошлой неделе прошло собрание, в котором участвовали начальник отдела капитального ремонта департамента ЖКХ администрации Перми Станислав Ермолаев и представители управления жилищных отношений рассказали жильцам об итогах обследования. Выяснилось, что общее состояние несущих и ограждающих конструкций дома оценивается как аварийное и его дальнейшая эксплуатация допустима исключительно после реконструкции. На вопрос жильцов: «Опасно ли жить в этом доме? » — никто не ответил.

«Чиновники заняли позицию: мы вам только скажем, что дом аварийный, а решать вам, — пояснили участники собрания, — но опосредованно нам намекали, что при капремонте будут тратиться деньги из муниципального бюджета. А при расселении дома можно привлечь средства федерального, регионального и муниципального бюджета, а также внебюджетных источников — по программе расселения ветхого и аварийного жилья». Согласно заключению, по итогам проведения обследования дома, общая стоимость капитального ремонта (реконструкции) здания оценивается в 460,2 млн рублей. Расселить жильцов дома при учете стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Пермском крае в 51 тыс. 169 рублей можно за 280,4 млн рублей (документ есть в распоряжении Properm.ru).

Жители дома также сообщили, что для проведения поквартирного голосования необходимо избрать легитимный совет дома и переизбрать его руководителя. Собственники отмечают, что им непонятна позиция действующей старшей по дому Анны Никитиной. В разговоре с журналистом Properm.ru она сообщила, что выступает за проведение капремонта по решению суда. «До собрания Никитина говорила, что выгоднее расселение, сейчас — что капремонт. Поэтому мы хотим избрать реальный совет и старшего, способного руководствоваться законом, а не собственными интересами», — поясняют обитатели «Дома грузчика».

В администрации Перми редакции сообщили, что по итогам общего собрания собственников, некоторые из проживающих изъявили желание остаться здесь жить, некоторые — получить новое жилье, а кто-то — денежную компенсацию, но собственники не пришли к единому решению. Сейчас муниципальный департамент ЖКХ планирует заключить муниципальный контракт на разработку проектной документации капитального ремонта дома № 171 по ул. Монастырской. В связи с большим объемом проектирования и с учетом того, что дом является объектом культурного наследия «Дом грузчика», срок разработки проектной документации составит не менее полутора лет, поясняют в мэрии. На это время за комфорт и безопасность проживания людей в аварийном доме, по мнению мэрии, должна отвечать управляющая компания «Качество жизни».

Утром деньги, вечером стулья

Кроме собственников жилья в доме есть несколько коммерческих объектов. Это, в том числе, магазин «Ангор», клуб «Красная страсть», хостел, музей «Квартира Коляна». Собственники коммерческих помещений занимают выжидающую позицию. В случае как капремонта, так и расселения жильцов с последующей реконструкцией они смогут остаться владельцами недвижимости. Кроме того, у бизнесменов есть возможность взыскать в суде упущенную прибыль за время простоя своих объектов во время ремонта или реконструкции.

«Мне важно, чтобы все было сделано по закону. Исполните судебное решение — сделайте капремонт. Проведение капремонта здания стало причиной моего решения и вынесения решения банком при выдаче мне кредита для приобретения недвижимости. Без этого я не могу нормально заниматься коммерческой деятельностью», — пояснил Properm.ru один из собственников коммерческих помещений в «Доме грузчика» Антон Вороно.

Несколько другая позиция у собственника частного музея — «Квартиры Коляна», где снимались сцены сериала «Реальные пацаны». Андрей владеет жилым помещением и его устроит любой вариант развития событий. «Сейчас все кричат, придумывают какую-то конспирологию, вплоть до интересантов на покупку всего здания. На самом деле все просто — каждый сам для себя должен решить, жить дальше в этом доме или уехать. Меня устроит любой законный вариант. По расселению предлагается цена квадратного метра в 51 тыс. рублей, реальная цена на рынке у нашего дома — 45 — 48 тыс. рублей за кв. метр. Мне есть куда съехать, думаю, смогу продать квартиру кому-то из фанатов сериала», — говорит Андрей.

Он полагает, как и другие собеседники, что против расселения выступают те, кто вложил в ремонт своих квартир, купил жилье в «Доме грузчика» в ипотеку. За расселение в большей степени выступают владельцы неблагоустроенных комнат без удобств в части дома, где ранее располагалось общежитие пароходства и порта. Для них признание дома аварийным и расселение за счет средств федерального бюджета — возможность получить взамен благоустроенные квартиры.

Бывший собственник дома — АО «Порт Пермь» остается владельцем подвальных и чердачных помещений — общей площадью порядка 500 кв. м. По словам гендиректора общества Эдуарда Лившица, сейчас нежилые помещения являются дополнительной нагрузкой для бюджета компании. «Пока это тяжелая для нас история. Мы выставили помещения на продажу, предлагали их выкупить мэрии, когда шла приватизация здания собственниками. Предлагали варианты выкупа и использования управляющей компании — решения пока не нашлось», — пояснил он Properm.ru. Лившиц отмечает, что реконструкция здания за счет привлеченных средств федерального бюджета могла бы решить все проблемы.

АО «Порт Пермь» с 2016 года находится в судебных спорах с обслуживающей «Дом грузчика» управляющей компанией «Качество жизни» и ее директором Верой Гудковой. УК постоянно взыскивает с АО задолженности за обслуживание помещений, привлекая в качестве третьих лиц ресурсоснабжающие компании. Сейчас задолженность «Порта Пермь» перед «Качеством жизни» составляет несколько сотен тысяч рублей. Одна из версий, высказанных собственниками жилья — «при расселении и реконструкции дома компания может избавиться от неиспользуемого помещения и накопленного долга, получив возмещение при выкупе аварийного дома».

Получить комментарий Гудковой о проблемах управления домом и о том, почему не удалось достигнуть соглашений с АО «Порт Пермь», редакции Properm.ru не удалось. Она получила запрос редакции и дала согласие на встречу, после чего перестала отвечать на сообщения и телефонные звонки.

С целью капитального ремонта «Провала»

В правовой ситуации, связанной с охраной объектов культурного наследия, самый не урегулированный вопрос — с ремонтом многоквартирных домов, отмечает руководитель регионального отделения ВООПИК Елена Гонцова. На практике законодательные нормы и механизмы не работают.

«Программа капремонта предполагает очень узкий спектр работ для многоквартирных домов. Сюда не входят затраты на реставрационные работы, на прохождение историко-культурной экспертизы. Размер взносов не покрывает стоимость работ на памятнике, которые по реставрационным расценкам выше обычных строительных. Прямых механизмов финансирования таких работ из краевого бюджета нет. Да и договорится большому количеству собственников о едином решении по видам работ практически невозможно. А порядок получения разрешительных документов этого требует. Поэтому расселение и перевод таких домов в нежилой фонд — один из путей сохранения памятника», — отмечает эксперт.

По данным Фонда капремонта Пермского края, собственникам многоквартирного жилья в «Доме грузчика» было начислено платежей на общую сумму 2 млн 264 тыс. рублей. Всего поступило 1 млн 487. тыс. рублей. Доля неплатежей жителей исторического памятника составляет 37%. В смете на проведение капремонта, подготовленной департаментом ЖКХ Перми, только стоимость историко-культурной госэкспертизы «Дома грузчика» составляет 580 тыс. рублей.

"