Posted 26 октября 2020, 03:00

Published 26 октября 2020, 03:00

Modified 2 марта 2023, 14:45

Updated 2 марта 2023, 14:45

«Мама позвонила и попрощалась». Мне очень плохо, но меня не забирают в больницу. Что делать?

«Мама позвонила и попрощалась». Мне очень плохо, но меня не забирают в больницу. Что делать?

26 октября 2020, 03:00
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru.
В редакцию Properm.ru поступают жалобы пермяков на сложности с госпитализацией в отделения для лечения коронавирусной инфекции. Журналист Properm.ru разбирался, почему так происходит и как можно попасть на лечение в стационар.

Случаи поздней госпитализации, которые могли привести к некачественному лечению пациентов и даже гибели в Прикамье уже разбирают правоохранительные органы. Следственный комитет неделю назад сообщил о доследственной проверке по факту смерти 69-летнего Валерия Гилева, которого две недели не госпитализировали с пневмонией. Следователи изъяли документы в подстанции скорой помощи, «неотложке» и городской больнице №6. Правоохранители проверяют, есть ли связь между качеством и доступностью оказания медицинской помощи пожилому мужчине и его смертью. Минздрав Пермского края в ответ на сообщение о проверке опубликовал информацию, что все регламенты оказания медпомощи были соблюдены, а пожилой пермяк сам отказался от госпитализации, после того, как ему диагностировали пневмонию.

Самообращение для самолечения

Случаи, когда жители Пермского края заявляют о невозможности в короткий срок получить адекватную медицинскую помощь, не единичны. В том числе говорится о сложностях с госпитализацией. О подобных проблемах и путях их решения журналисту Properm.ru рассказал житель Краснокамского района Денис. «Моя мама пыталась вызвать скорую с температурой за 38º, кашлем и одышкой, которые у нее держатся уже 5 дней. Маме 80 лет. Скорая приехала более чем через сутки, поставили жаропонижающее и уехали, — рассказал мужчина. — После этого мама позвонила мне и попрощалась. Попросила не приезжать, чтобы не заразить».

Потом Денис пытался вызвать маме неотложку или участкового врача, отчаялся и обратился к знакомым медикам. «Мне рассказали, что да, такая проблема есть — в городе с 50 тыс. жителей сейчас работает всего две машины «скорой помощи», мест в стационарах нет, а очередь на КТ и тестирование по вирусу продается и покупается в инете по всей стране», — сообщил Денис. Знакомый врач договаривается о проведении компьютерной томографии без очереди, исследование показало более 50% поражения легких.

«Дозваниваюсь до областной «горячей» линии по вирусу. Спрашиваю: почему «скорая помощь» не направила ни на КТ, ни на тест? Девица-оператор заученным тоном выдает: «врачи на «скорой» сами определяют, что и как делать». Ссылаюсь на параграф с сайта минздрава про обязательное тестирование пожилых при инфекционных симптомах и прошу объяснить: «если «скорая» сама диагностирует вирус, зачем тогда придумали тестирование?» Девица вешает трубку», — рассказал мужчина.

Отчаявшись, Денис использовал совет знакомого медика «для крайних случаев»: приехал к матери, забрал ее в личный автомобиль и отвез в один из пермских стационаров для лечения коронавируса. «Приезжаем, ворота закрыты. Охрана на КПП говорит, что проезд только по договоренности с врачом. Объясняю ситуацию. Охранник по внутреннему телефону связывает меня с приемным покоем. Медсестра говорит, что мест в стационаре нет. Спрашиваю — как быть с федеральным законом об оказании медицинской помощи? Ждем в машине у ворот 2 часа, мама просит отвезти домой, потому что все бесполезно. За это время во двор больницы мимо нас проезжают 5–6 «скорых» с пациентами и одно такси. Звоню с КПП в приемный покой. Напоминаю о своем намерении получить официальную бумагу в случае отказа от оказания медпомощи. Через 10 минут охрана нас пропускает. После чего маму госпитализируют», — рассказывает Денис свой способ получить медпомощь для мамы.

Резервисты поневоле

За семь лет число стационаров и коек в них в регионе значительно сократилось. Еще в 2013 году в Пермском крае работало 120 круглосуточных медучреждений для оказания стационарной помощи, где было 22 тыс. 739 мест для лечения пациентов, все эти сведения также содержатся в официальной статистике. По данным на конец 2019 года коечный фонд в 77 лечебно-профилактических учреждениях составляет 20 тыс. 448 коек.

Под отделения для лечения коронавирусной инфекции сегодня перепрофилировано чуть менее 20% общего коечного фонда в Пермском крае в каждом третьем медучреждении региона. Таких данных нет в официальных сводках региональных минздрава и оперштаба. Они рассчитываются простым вычислением: с начала эпидемии в Прикамье в 24 больницах развернуто 3 тыс. 819 коек для пациентов с COVID-19 (данные оперштаба). Общий прирост за последнюю неделю составил 612 коек, были полностью перепрофилированы два стационара больниц — это корпус клинической больницы на улице Серпуховская, 11а перепрофилирован под пациентов с COVID-19 на 167 дополнительных коек и здание стационара городской клинической больницы №2 им. Ф.Х. Граля на 350 коек.

Подавляющее число отделений для лечения коронавирусной инфекции с апреля по октябрь 2020 года открыто в Перми, это 12 медучреждений, в которых для лечения COVID-19 работает 2 тыс. 757 коек. Еще 1 тыс. 62 больничные койки перепрофилированы в крупнейших городах Прикамья: Осе, Краснокамске, Нытве, Чайковском, Октябрьском, Березниках, Соликамске, Лысьве, Кудымкаре, Губахе, Очере, а также в Пермском районе.

Ежедневно на официальной странице сайта правительства Пермского края публикуются сведения о числе пациентов с коронавирусом и доле свободного коечного фонда. На 24 октября по официальным данным резерв коек составляет 32,3%, число пациентов на лечении в стационарах — 1 тыс. 604. Однако, по сообщениям читателей Properm.ru и по неофициальным данным медиков, работающих в отделениях для лечения COVID-19 свободных мест нет. Редакция портала неделю назад запросила информацию в минздраве Пермского края о реальных свободных местах в специализированных «ковидных» отделениях, ответ так и не был получен.

«Лукавство» данных по резерву коечного фонда могут быть отчасти связаны с тем, что в публичной статистике не отражается число пациентов, ожидающих подтверждения анализов на коронавирусную инфекцию и находящихся в стационарах с диагнозом «двухсторонняя пневмония». Так, на примере предоставленных пресс-службой березниковской краевой клинической больницы им. Е.А. Вагнера данных видно, что при развернутых на утро 23 октября 332 «ковидных койках» с подтвержденным коронавирусом лечится 135 пациентов, ожидающих результатов мазка — 184 человека, фактически свободных коек — 13. Кроме того, в районах Прикамья отделения для лечения коронавруса менее загружены, часть резервных коек находится там. Также в резерв попадают свободные места (на начало недели около ста) в детских отделениях, куда взрослые не могут быть госпитализированы.

1 октября прокуратура Пермского края установила, что с учетом ежедневного прироста заболевших COVID-19 «резерва мест в стационарах медицинских учреждений может оказаться недостаточным для их госпитализации». Чтобы этого не произошло прокуратура вынесла предостережение заместителю председателя правительства Пермского края по вопросам здравоохранения Сергею Никифорову. В своем ответе прокуратуре вице-премьер сообщил, что все нормативы соблюдаются. В официальном ответе от 8 октября Никифоров указывает, что в марте по предписанию Минздрава РФ был рассчитан и развернут коечный фонд для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, он составил 1827 коек. Других рекомендаций и нормативов к коечному фонду, по словам чиновника, Минздрав РФ не предъявляет. 21 октября губернатор Пермского края на заседании правительства сообщает о достигнутых договоренностях с собственниками санаториев об использовании мощностей курортов для лечения и реабилитации пациентов с коронавирусной инфекцией.

Строительство новой региональной инфекционной больницы на 300 коек в Пермском крае планируется с 2017 года. Региональные власти планировали ввести в строй больничный комплекс в Кировском районе в 2022 году. В мае 2020 года Управление капитального строительства Пермского края расторгло контракт с компанией «Транзумед» на проектирование инфекционной больницы. Контракт на 128 млн рублей был заключен между московской компанией и УКС в июне 2019 года.

Как получить лечение, если не едет скорая

Права граждан на получение медицинской помощи регулируют два федеральных закона — «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Именно эти нормы позволяют жителям страны получать амбулаторную и стационарную медицинскую помощь при наличии неотложных показаний.

Медицинская помощь в нашей стране оказывается по госгарантиям ОМС, в рамках программ добровольного медицинского страхования и по так называемым «платным услугам» в государственных и частных медицинских организациях. Частные клиники также могут работать в рамках госгарантий и «принимать» полисы ОМС.

Для вызова бригады врачей на дом необходимо обратиться по номеру 103 для вызова скорой помощи или на телефон единой диспетчерской службы неотложной помощи, в Перми это 270–09–03 для левобережной части города. Скорую нужно вызывать при экстренных состояниях у больного — температура выше 38º, затрудненное дыхание, удушающий кашель, обмороки — при ОРВИ и коронавирусной инфекции. В остальных случаях необходимо приглашать неотложку.

Сейчас неотложная и скорая помощь перегружены и можно вызвать частную скорую, несколько негосударственных клиник предлагают эту услугу. Во всех на сегодня очередность выезда к пациенту составляет около двух суток. В регистратуре сразу предупреждают — консультация пациента с подозрением на коронавирус — от 6 тыс. рублей.

В стационар по нормам закона пациенты госпитализируются в плановом и экстренном порядке. В плановом — по направлению из поликлиники по месту жительства — человек приходит самостоятельно. В экстренном порядке в больницу пациентов при наличии показаний привозит бригада скорой помощи, так должно происходить и в ситуации тяжелых состояний при коронавирусной инфекции.

Поскольку проблема с длительным ожиданием скорой помощи существует, больной может быть госпитализирован при самообращении в стационар. Это не значит, что в больницу должны положить всех, кто туда пришел. Согласно российскому законодательству, неотложная медицинская помощь оказывается всем, кто в ней нуждается. Степень неотложности устанавливается специалистами приемного отделения больницы. При срочной госпитализации в стационар лучше иметь при себе и полис ОМС и паспорт. Если полиса нет, его можно оформить в больнице.

Самое важное. И пациенты с коронавирусной инфекцией и подозрением на нее, и медики, занимающиеся лечением сейчас находятся в серьезной стрессовой ситуации. Поэтому необходимо адекватно оценивать свое состояние и не «спускать всех собак» на рядовых врачей. Но в случае, когда вы реально оцениваете свое состояние или состояние родных как тяжелое или крайне тяжелое, требуйте письменных отказов — от назначения лечения, от госпитализации. Это поможет вам восстановить свои права. Такие отказы нужно направлять в страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС. Именно страховые по закону обязаны отслеживать случаи некачественной и недоступной медицинской помощи.

Подпишитесь