Posted 19 января 2022,, 03:00

Published 19 января 2022,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 15:43

Updated 2 марта 2023,, 15:43

За 10 лет в Прикамье «стерли» десятки деревень, люди все также уезжают. Неутешительная статистика

За 10 лет в Прикамье «стерли» десятки деревень, люди все также уезжают. Неутешительная статистика

19 января 2022, 03:00
Олег Русских
Фото: Properm.ru
В последнее время в Перми популярна тема миграций и переездов. Люди меняют деревни на города, малые города на столицы и мегаполисы. Properm.ru проанализировал как менялась численность населения Пермского края и количество населенных пунктов от переписи 2010 года до конца 2021 года (в 2021-м тоже была перепись). Спойлер: все не так апокалиптично как кажется, но нас действительно становится меньше и живем мы кучнее. А тут еще и ковид.

Раз деревня, два деревня

На ближайшем заседании Законодательного собрания края парламентарии примут решение о ликвидации очередного населенного пункта, как «фактически прекратившего существование». Речь идет о деревне Сюрол в Юрлинском округе. По официальным данным, в ней нет людей, жилых домов, инфраструктуры, нет данных о правах собственности на землю или недвижимость.

В пояснительной записке к законопроекту указано: «… деревня утратила признаки своего существования: улицы на местности не видны, отсутствуют хозяйственные строения и сооружения сети жилищно-коммунальной инфраструктуры, полностью или частично разрушены либо снесены жилые дома. В деревне признаки использования земельных участков не обнаружены: земли не обрабатываются, не производятся посадки сельскохозяйственных культур и выпас скота».

Фактически деревня давно пуста и безлюдна, но числилась жилой. После принятия закона деревня перестанет существовать не только фактически, но и юридически. Ее вычеркнут из «Реестра админстративно-территориальных единиц Пермского края» и далее она останется только в воспоминаниях и работах ученых-краеведов.

Сколько таких «фактически прекративших существование» населенных пунктов в крае? Не очень понятно. В начале века процедура юридической ликвидации населенных пунктов была достаточно простой и деревни вычеркивали десятками. Но затем процесс стал редким и избирательным. Связано это не только с замедлением процесса миграции, хотя и этот фактор сыграл роль. В большей степени речь идет об изменениях законодательства. Как вы заметили по описанию, чтобы населённый пункт признали окончательно «вымершим» нужно учесть огромное количество деталей, включая, например, отсутствие прав на имущество и землю.

В Пермском крае, судя по анализу соответствующих законов и реестра, последние массовые «чистки» несуществующих деревень и поселков проводились в 2005, 2009, 2011 годах.

В 2010 году в «Реестре административно-территориальных единиц Пермского края» значились 3 738 населенных пунктов. Из них 14 городов краевого значения (Пермь, Березники, Соликамск). 11 городов районного значения (Верещагино, Нытва, Чернушка), 29 рабочих поселков, одно закрытое административно-территориальное образование (Звёздный) и 3 642 сельских населенных пункта.

К концу 2021 года это количество сократилось на 69 штук. Городов осталось столько же, рабочих поселков стало меньше на три (они сменили статус). Остальные сокращения приходятся на деревни, села и поселки.

Судьба у рабочих поселков оказалась разной. Ильинский — центр соответствующего района — сменил статус, но вполне себе процветает. Шумихинский и Юбилейный в Гремячинском районе умирают. Это были поселки шахтеров и лесовиков. Оба попали в свое время в программу переселения шахтеров, а потом под сокращение и объединение ИТК. Сейчас они считаются сельскими поселками. От когда-то десятитысячного населения в Шумихинском официально осталось около 800 человек, в Юбилейном — тысяча. В реальности меньше.

Деревни из реестра убирали по разным причинам, не только из-за исчезновения. Например, согласно в 2011 году три деревни убрали на территории современного Краснокамска. То есть их фактически поглотил город.

По сложившемуся мнению, самые вымирающие — поселки и деревни севера края. Но больше всего пустых населенных пунктов официально ликвидировали в Березовском районе. В 2010 году в районе было 116 населенных пунктов, сейчас осталось 89. На условном втором месте действительно север: в Чердынском районе ликвидировали 11 деревень (из 110 осталось 99). Казалось бы много населенных пунктов должно было исчезнуть в Красновишерском районе, но в реальности из реестра убрали только два: поселок Мясная и одну из двух деревень Ванина (в какой-то момент случилась бюрократическая ошибка, и одна и та же деревня удвоилась в бумагах). Самый большой по количеству населенных пунктов Кудымкарский район, вычеркнул из списков две деревни. Теперь в нем 275 населенных пунктов, а не 277.

Есть редкие случаи появления новых населенных пунктов. Например, в Добрянском районе добавилась деревня Лунная. Ещё в 1986 году в документах районного Совета народных депутатов обозначалось наименование посёлка — «Лунный», но никаких юридических действий тогда предпринято не было. Закон об образовании деревни принят в 2020 году. Сегодня в деревне рядом с трассой «Пермь — Березники» живут 10 семей. В Оханском районе в 2011 году восстановили в реестре когда-то потерянную по бумагам деревню Кропачиха. Многочисленные коттеджные поселки и СНТ предпочитают не преобразовываться в отдельные населенные пункты, а присоединяться к уже существующим или оставаться в иных статусах. Хотя один пример мы нашли: хутор «Русское поле» во Фроловском районе возле Сылвы. В 2010 году там официально значился 1 житель на трех улицах.

В целом, видно, что процесс официальной ликвидации фактически несуществующих поселков и деревень по объективным причинам отстает от реальной миграционной ситуации.

Как уменьшалось население?

При переписи населения 2010 года в Пермском крае посчитали 2 635 тыс. человек.
Из них городское население составило 1 976 тыс. человек (75,0% от общей численности), сельское население — 659,2 тыс. человек (25,0%). Итоги переписи 2010 года оказались в некотором роде ошеломляющими. Все, конечно, знали, что людей становится меньше, но поразили темпы. По сравнению с переписью 2002 года жителей Прикамья стало меньше на 184 тыс. человек. То есть, за восемь лет население региона сократилось на 6.5%. Причины: высокая смертность и миграция.

А вот как менялась численность населения края с 2012 до 2021 года по данным Пермьстата (данные в таблице приводятся на 1 января, то есть, фактически являются итогом предыдущего года).

За 10 лет население Пермского края, по официальным данным, уменьшилось на 56 тыс. человек и составило 2579,3 тыс. человек. Безусловно, по сравнению с предыдущим десятилетием ситуация явно улучшилась. Но вот тенденции, увы, остаются неблагоприятными.

Руководитель Пермьстата Владимир Белянин в августе 2021 говорил и про миграционный отток и про смертность: «Миграционный отток за первое полугодие 2021 в Прикамье составил 2 338 человек. Это превысило показатель прошлого года практически на 17%. Если посмотреть статистику за последние 10 лет, то Пермьстат наблюдает миграционный отток с 2014 года. Тогда ежегодно 3–4 тыс. пермяков уезжало за пределы региона на ПМЖ».

Кроме того резко проявился фактор ковида. Обратите внимание, в 2020 году население края уменьшилось сразу на 20 тыс. человек. «На миграционный отток накладывается естественная убыль населения. — пояснял господин Белянин. — С 2017 года естественная убыль минус 5–8 тыс. человек, в 2020 году — минус 14 тыс. чел. Если наложить естественную убыль на миграционный отток, то мы потеряли за последний год уже 20 тыс. человек».

За 2021 год в Прикамье, по данным комитета ЗАГС, скончались 44 270 человек. Естественная убыль населения (соотношение рождаемость/смертность) в крае — 18975 человек. Данных по миграции пока нет, но даже если учитывать цифры только первого полугодия, то по итогам 2021 года населения Пермского края сократится более чем на 20 тыс. человек.

До пандемии в Прикамье приезжали по 72–77 тыс. человек в год. Уезжали по 75–80 тыс. человек в год. Из анализа миграционных процессов, который делал Properm.ru следует, что из деревень и сел уезжали в Пермь, из городов края и Перми — в столицы. Приезжали и в регион. Обычно из более бедных регионов страны или трудовые мигранты, причем в основном в города. Добавим к этому и еще несколько факторов. Переезд, в нынешнее время, особенно внутри региона не обязательно означает немедленную смену регистрации. И уж тем более не влечет за собой немедленный отказ от собственности на малой родине.

Поэтому мы можем видеть картину, когда пустые деревни по официальным бумагам еще вполне живые. Или наблюдать обратную ситуацию, когда в Пермском районе вместо 116 тыс. официальных жителей только на учет в поликлиники встали около 140 тыс. человек.

Получается, что делать какие-то выводы о ситуации в крае на основании данных о количестве населенных пунктов невозможно. «Вымороченных» деревень действительно мало, но вот миграционные процессы показывают, что тенденция на отъезд никуда не делась, хотя и сильно смягчилась по сравнению с началом нулевых годов.

"