- Алексей, какая задача у твоего фотоблога?
- Тот репортажный материал, который сейчас формируется у меня в фотобанке, на мой взгляд, будет очень ценен для культурного пространства Перми через какое-то время.
- Для многих фотография остается только хобби. Как она заняла в твоей жизни место работы?
- Первым толчком в профессиональном плане была производственная практика после первого курса ПГУ. В газете «Пермские новости», написал необходимое количество материалов и стал по собственной инициативе ходить на задания с однокурсниками в качестве фотографа. Сегодня многие издания выходят исключительно с информирующими фотографиями, в то время, как фотография должна быть органичной зафиксированной ситуации. Этого очень не хватает нашей пермской прессе. Сегодня я снимаю только в ключе репортажной фотографией. Самое ценное, на мой взгляд, — это то, что автор не вмешивается в действие.
- Твои фотографии были напечатаны в «New York Times», ты работал с Леонидом Парфеновым в проекте «Хребет Урала», было много побед. Что ты считаешь для себя главным достижением?
- Своим главным достижением я считаю бронзу на Дельфийских играх в мае прошлого года (2010), потому что там все зависело только от меня самого. Более двадцати молодых людей со всей страны собрали в номинации «фотография». Вы все в одинаковых условиях. Там были серьезные соперники и, в отличие от премии «Блог Рунета 2011», было профессиональное жюри, которое и выбирало победителя. Любой конкурс плох, если в нем на всех этапах не принимает решение профессиональное жюри.
- Расскажи подробнее об этой премии.
- О премии «Блог Рунета 2011» я узнал случайно, из блога Ильи Варламова, который, кстати, победил в номинации «Лучший репортаж года». Зашел, посмотрел номинации, оценил конкурентов и решил, что документальный проект о культурных мероприятиях в Перми был бы очень интересен. Пусть не столь часто обновляющийся, но мой блог очень качественный документальный продукт.
- Твоя победа вызвала большой ажиотаж в блогосфере. Пишут о чуть ли не дружеских отношениях между вами с Гельманом, что изначально было известно кому достанется главный приз. Что ты можешь сказать по этому поводу?
- Конечно, вся эта история с «Блогом Рунета» выглядит очень подозрительно. Если бы, например, Эдуард Бояков в Москве вручал премию, не связанную с театром, какому-нибудь из своих пермских актеров, это бы тоже вызвало подозрения. Потому что, во-первых, это не театральный конкурс, во-вторых, это человек из Перми, где у него есть свой театр. У меня нет никаких личных отношений с Гельманом. Иногда Музей «PERMM» приглашает меня снимать для них, и участвовать в проектах, но я до сих пор являюсь фрилансером. Если мне, в силу своей профессии, приходится общаться в таких структурах, это еще ничего не значит, я просто делаю свою работу. Вторым сюрпризом для меня стало, что Марат Александрович был на премии. Меня вызвали на сцену, я начал что-то говорить и увидел, что он стоит за кулисами. Я подумал: «Он же должен быть в Перми!». У меня Гельман ассоциируется только с Пермью. Рефлексивно для меня это было сложным моментом, я не знал, как к этому отнестись. Ты только что прилетел из Перми буквально три часа назад, и тут снова видишь Пермь. Видимо организаторы посчитали, что раз Гущин ведет блог о «Пермском проекте», то было бы оригинально, если бы сам Гельман вручил ему награду. Но все восприняли это совершенно по-другому. Для людей акцент сыграло, что Марат Александрович является одним из моих работодателей. Я работаю в «Соли». Кто учредил «Соль»? Гельман. Я работаю в «PERMM» и.т.д .
Со стороны конечно это выглядит так, что Гельман продвигает своих. Я прекрасно понимаю, в какой абсурдной ситуации оказался. Это и смешно и очень неприятно то, как формируется это восприятие в Интернете. Претензий было много. Говорили, что голосовали не за блог, а за фотографа. Но ведь фотоблог — это авторский контент, я здесь не вижу особого конфликта. Странным казалось то, что во всероссийском конкурсе победил человек, за которого голосовал только Пермский край. Да, я понимаю, все эти претензии, пожалуй, они обоснованы. Что я могу сказать? Сергей Доля, который был в моей номинации, конечно, лучше меня. Но он подал заявку и не беспокоился о пиаре своего участия. Поэтому за него проголосовало около 700 человек. Свой голос я отдал ему. Ну а поскольку победа присуждалась большинством голосов, то по сути это было всего лишь состязание пиар-компаний, собственной самоорганизованности и стратегий. Всего за меня проголосовало около 5000 голосов. Голосовали не по разу и голосовали в разных социальных сетях. От меня был качественный документальный блог, а мои друзья позаболитились о его продвижении.
- Что тебе дала эта победа? Если поставить на чашу весов плюсы и минусы, это стоило того?
- Почему я вообще решил участвовать? Потому что звание «Лучший блог рунета» - это определенного рода возможность, возможность делать собственные проекты. Это, например, вход на некоторые предприятия и заказчиков. Для более широких возможностей работы, это ключ. Я понимаю, что мой фотоблог не лучший в стране. Но теперь благодаря этой премии есть возможность стать действительно лучше. Лучше, не потому что у меня есть эта премия, а что благодаря ей можно быстрее развиваться дальше. Вновь, я бы не стал участвовать. Уже не раз зарекался не участвовать в конкурсах, где победитель основывается только на основе Интернет-голосования.
В ближайших планах у Алексея выставка в Москве, ну и самое важное, по его словам — это подготовка и защита дипломной работы.
Беседовал Владислав Аскариди