Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Общество
20 сентября 2011, 14:56

Стрит-арт по-пермски: разноцветные каракули или уличное искусство?

Стрит-арт по-пермски: разноцветные каракули или уличное искусство?
Properm.ru нашел ответы на вопросы, «Что в уличных граффити хорошо?», «Что плохо?» и, самое главное, «Сколько это стоит?».

Стрит арт зародился в середине XX века как независимое искусство, выражающее своеобразный протест обществу или миру в целом. Постепенно это направление стало перебираться с уличных заборов в просторные галереи. А после выхода фильма «Выход через сувенирную лавку» каждый первый подросток с балончиком в руках стал воображать себя «великим Бэнкси». Как оказалось, на деле, для того, чтобы называть себя «художником», мало испортить стену своего дома.

Времена стремительно меняются, и сегодня вместо «Маша, я тебя люблю. Петя» на фасадах домов все чаще можно встретить разноцветные неразборчивые каракули. Это явление уже давно расползается по Перми единым пятном и называется «бомбинг». В краевом центре нередко встречаются и более эстетические (на взгляд неопытного обывателя, о вкусах все-таки не спорят) примеры уличного искусства — обычные граффити. Некоторые из этих «фресок» успешно «вписались» в коммерческие проекты. Properm.ru попытался выяснить, перешла ли роспись фасадов пермских домов из стадии «вандализм» в формат «уличное искусство», и сколько зарабатывают на этом сами художники.

Многие склонны верить в то, что признаки «пермского стрит арта» можно увидеть практически на каждом доме, но на самом деле в среде профессионалов это называется «теги». Целью «тегов» или «бомбинга» является не качество выполненного рисунка, а количество. Это направление начало развиваться еще в середине 80-х годов, и сегодня практически не изменилось.

негативная подпись Двор по улице Комсомольский проспект, 52 очень полюбился уличным «бомберам»

Азат Нургалеев, арт-художник:

Бомбинг — это для «крутых» парней, которые пьют пиво и бьют гопников. Здесь исключительно эмоции. А стрит-арт — это другое направление. Оно несет посыл обществу. Тут просто нужно понимать, что это — протест или эстетика?

Именно эта «протестная графика» вызывает бурю возмущений среди пермяков, которым надоело смотреть, как их город зарастает «тего-джунглями». Подобные действия можно зачастую рассматривать как вандализм (ст.214 УК РФ). Однако много ли вандалов уже наказано за подобные действия?

Sash1369, пользователь Teron.ru:

Далеко не каждая непонятная загогулина претендует на право называться современным АРТом, особенно если она портит фасад здания и несёт (непонятное лично мне) «самоутверждение автора».


Фото: Азат Нургалеев

Изнакурнож, пользователь Teron.ru:

На самом деле рисунки на стенах, шикарное граффити — это как малые архитектурные формы, только украсит унылые пейзажи спальных районов.
Ибо столь любимые в России серые многоэтажки и унылые длиннющие бетонные заборы — не самое красивое, что может быть в мире.
Но по-настоящему качественное граффити пока все еще редкость, чаще всего это копии забугорных произведений, и очень часто — уличных банд США, Японии, Латинской Америки.


Фото: Азат Нургалеев

Однако не так страшен пермский стрит-арт, как его «малюют» сами художники. Наилучшим подтверждением этого являются работы знаменитого пермского арт-художника Александра Жунева, автора знаменитого «Есенина», «котофонов» и прочих нашумевших проектов в Перми.

Работы Жунева изменяют привычное виденье обыденных вещей. Взять, к примеру, знаменитого Губку Боба на трансформаторной будке на перекрестке улиц Ленина и Газеты Звезда. После происков вандалов пришлось закрасить этот проект. Но вскоре, по многочисленным просьбам прикамской молодежи, Жунев вернул СпанчБоба на место.


позитивная подпись Фанаты пермского СпанчБоба устроили в честь исчезнувшего любимца «поминальный флэш-моб»

Художник не перестает удивлять проектами, которые меняют представления пермяков о стрит-арте как о " кривых загогулинах«. Работы Жунева пользуются спорсом, так, он принял участие во многих коммерческих проектах, в том числе разрекламированной галеристом Маратом Гельманом «Пятиэтажке». По окончании трудов художника на фасаде пятиэтажного дома в Кудымкаре появилось изображение вождя коми — Кудым Оша.


Кудымкар, Кудым Ош

Александр Жунев:

В Перми стрит-арт развит достаточно хорошо. Везде есть такое направление, и везде есть вандалы, которые портят облик зданий. Настоящий стрит арт должен излучать красоту. А что касается коммерческих проектов, то не так уж много Гельман платит денег.

Пермские художники придерживаются единого мнения о том, что стрит-арт в Перми находится на довольно неплохом уровне, и мы не уступаем другим городам России. Действительно, последние громкие проекты заявляют о себе, но зачастую они являются коммерческими.

Азат Нургалеев, арт-художник:

Много можно заработать там, где нужно вкалывать, как вол, рисовать на опасной высоте. Хорошо поработал — хорошо получи. Тут все также, как и во всем мире. Зарабатывают известные художники, которые берут деньги за имя.


Фото: Сергей Казаков

С этим не согласна Александра Кузнецова, администратор проектов направления «Неформат» фестиваля «Живая Пермь».

Александра Кузнецова:

Стрит-арт в Перми по большей степени хулиганство. Если посмотреть на настенные рисунки в европейских странах, то они настолько креативны, что дух захватывает. А у нас хороший стрит-арт только заказной, и по сравнению с ребятами из других городов пермские художники плетутся в хвосте.


Фото: kreafish.ru

В заключение надо признать, что и сами пермяки еще не готовы дать стрит-арту высокий титул произведений искусства. В этом виноваты и вандалы, которые вносят сумятицу в благородный образ стрит-арта, и городские власти, не практикующие жесткое наказание для уличных «бомберов». В любом случае, будущее за качественными объектами стрит-арта, которые рано или поздно вытеснят с городских улиц вандалов.