Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Общество
22 октября 2011, 13:46

В Перми из тысячи покрышек родились «Жук-скарабей» и «Черный ангел»

В Перми из тысячи покрышек родились «Жук-скарабей» и «Черный ангел»
Новые арт-объекты заняли свои места на улицах Перми. Большого интереса у жителей города «покрышечные» скульптуры не вызвали.

22 октября в Перми состоялось официальное открытие арт-объектов казахского художника Молдакула Нарымбетова. Первый из них — «Жук-скарабей» — разместился в «Саду камней», недалеко от деревянной «П» работы Полисского. Второй — «Черный ангел» — занял свое место у Музея современного искусства на Речном вокзале. В отличие от «красных человеков» и других проектов паблик-арт программы PERMM, объекты из покрышек не вызвали бурного обсуждения жителей города.

Не слишком высокий интерес к работам Молдакула Нарымбетова можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, пермяки, судя по всему, уже привыкли к появлению новых объектов стрит-арта. Во-вторых, художник из Казахстана в течение почти двух месяцев работал в Перми, и многие еще до официально открытия успели «подглядеть», как будут выглядеть «Жук-скарабей» и «Черный Ангел».

В основе скульптурных проектов Молдакула Нарымбетова — уникальная авторская техника, которую он совершенствовал в течение многих лет. Сначала художник изготавливает каркас. Металлическая арматура с помощью сварки принимает вид будущей скульптуры. Затем автомобильные покрышки режутся с помощью специального оборудования. Каркас обшивается резиновыми заготовками, которые крепятся с помощью саморезов.

Даже пользователи городского форума Teron.ru практически не заметили появление «покрышечных» объектов, обойдясь несколькими язвительными комментариями.

Пользователь avgri:

За такие шедевры надо отправлять на пару годиков трудотерапии куда-нить... подальше и посевернее, чтобы мозги от дури поочистились.

Пользователь Tormozilo:

А его тоже спецсоставом обработали? А то зачетный костерок получился бы..

Между тем, для создания этих работ у Молдакула Нарымбетова ушло два месяца работы, более тысячи автомобильных покрышек и более трех тысяч саморезов.

Наиля Аллахвердиева, руководитель Паблик-арт программы Музея современного искусства PERMM::

Материалом для создания арт-объектов художнику служат обыкновенные резиновые автомобильные покрышки. Можно сказать, что Молдакул Нарымбетов работает в технике «русское бедное», используя бросовые материалы. Творения художника заставляют задуматься о том, «из какого сора» может быть сделано высокое искусство, отсылает к архаическим культурным смыслам и современных экологических проблемах города.

Скульптура «Скарабей» представляет собой фигуру жука скарабея, катящего перед собой огромный резиновый шар (3,5 метра в диаметре). Произведение отсылает зрителя к древнему мифу о жуке скарабее — символу Солнца, олицетворяющему идею вечного возвращения, труда и творчества.

Молдакул Нарымбетов, художник:
Идея создать скульптуру «Скарабей» родилась спонтанно: я увидел в степи маленького жука, который катит перед собой огромный шар. Для меня это символ современной цивилизации, которая сегодня не столько создает новые, сколько перерабатывает многовековые культурные ценности.

Что касается проекта «Черный ангел», он представляет собой «саркофаг» из автомобильных покрышек в виде черной «чешуи» расстрелянного в рамках перформанса Владимира Кузнецова автомобиля BMW — символ «лихих девяностых». После обработки машина вернулась на свое прежнее место.

Символ лихих девяностых художник укутывает в саркофаг из автопокрышек. Действие с укутыванием часто используется в современном искусстве. Молдакул Нарымбетов использует практику укутывания также в ритуальных целях. Как поясняют представители паблик-арт программы, этот жест относится к «шаманским ритуалам заклятия злых духов».

Из остатков покрышек художник изваял голову Марата Гельмана.