Posted 20 декабря 2011,, 09:15

Published 20 декабря 2011,, 09:15

Modified 2 марта 2023,, 16:45

Updated 2 марта 2023,, 16:45

Павел Фадеев: У меня тоже много претензий к нынешней власти

20 декабря 2011, 09:15
Алексей Лучников
Начальник УВД Перми в эксклюзивном интервью Properm.ru рассказал о нарушениях на выборах, спрогнозировал последствия митингов и не смог не указать на необходимость системных изменений в стране.
Сюжет
Протест

— Павел Владимирович, в ряде пермских СМИ появилась информация о том, что пермская полиция предотвратила нарушения на выборах в Госдуму 4 декабря. Расскажите подробнее, о чем идет речь?

— Самое резонансное нарушение, связанное с выборами — это нападение на руководителя штаба КПРФ по Пермскому краю Владислава Сухорученкова. Это преступление мы раскрыли в течение суток, из четырех нападавших на свободе остается один, остальные задержаны. Никаких подтверждений того, что это был политический акт, у нас нет. Был и второй факт, когда гражданин Сухорученков, обнаружив ведущуюся за ним слежку, потребовал от сотрудников охранного агентства «Альфа» задержать гражданина. По этому факту возбуждено уголовное дело, проводится следствие, оно покажет, кто виноват. Пока мы усматриваем в действиях сотрудников «Альфы» признаки преступления, предусмотренного статьей 203 УК РФ «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб».

— Какие жалобы поступали в адрес пермской полиции накануне выборов?

— Почти все они касались незаконной агитации и поступали со стороны всех избирательных штабов. «Единая Россия» обвиняла коммунистов, коммунисты «Единую Россию», кандидаты писали жалобы друг на друга. У нас много зарегистрировано материалов по проверкам, но ни один из них не дошел до стадии возбуждения уголовного дела.

На весенних выборах в гордуму ситуация с нарушениями была гораздо хуже. Вспомните только случай в Свердловском районе, когда в субботу распространили листовку от имени Зотина (в «день тишины» на участке кандидата в депутаты гордумы Александра Зотина распространялись листовки о том, что он снимает свою кандидатуру — Properm.ru).

— Какие нарушения вы зафиксировали в день выборов?

— 4 декабря мы зарегистрировали и рассмотрели 45 сообщений и заявлений о нарушении выборного законодательства. Сегодня они либо списаны в специальное номенклатурное дело, либо было принято решение отказать в возбуждении уголовного дела. Подкупа избирателей, «карусели» или вброса бюллетеней не было, все заявления связаны с подвозом избирателей — сотрудников предприятий.

— О каких предприятиях вы говорите?

— В Дзержинском районе сотрудники ОАО «Камкабель» на служебных либо заказанных автобусах прибыли на избирательные участки. Большая часть избирателей прибыли с открепительными талонами, а тем, у кого их не было, председатель УИК отказал в выдаче бюллетеней. Такие же факты были в Свердловском и в Мотовилихинском районах, но там автобус остановился на конечной остановке — на улице Гусарова, оттуда вышли люди и пошли голосовать. Можно ли это рассматривать как факт подвоза? Не знаю. Кроме того, председатели ТИК, насколько мне известно, не считают подвоз избирателей нарушением на выборах, если это не связано с подкупом.

Были и другие факты — во всех случаях мы опрашивали водителей других автобусов, самих голосовавших. Как оказалось, люди нанимали автобусы чтобы приехать на участок и проголосовать. Объяснение было одно: «В своем округе никто из кандидатов меня не устраивает, я знаю человека, который баллотируется по Свердловскому району и хочу проголосовать за него. Я получил открепительное удостоверение и приехал голосовать». Ни один из опрошенных нами избирателей не подтвердил, что он голосовал за деньги или по принуждению.

— Было бы странно, если бы они это подтвердили.

— Мы с разными людьми беседовали и в разных условиях, не всегда под протокол. Кроме того, у нас есть и другие источники информации.
В день голосования не было зафиксировано ни одного нарушения криминального характера — ни хулиганства, ни оскорбления, ни побоев как на участках, так и возле них.

— Это говорит о том, что выборы прошли честно?

— Заметьте, сами политические партии не пытались оспорить результаты. На тех же выборах в гордуму несогласные с результатами подавали в суд, как было с Грибановым (Алексей Грибанов, депутат гордумы, который получил свой мандат, оспорив результаты выборов через суд — Properm.ru). Но здесь нет никаких исков — ни от коммунистов, ни от «Единой России», ни от «Яблока». Только Николай Бухвалов собирается обратиться в суд с жалобой (Николай Бухвалов, генеральный директор ОАО «Мотовилихинские заводы», проиграл на своем избирательном участке коммунисту Андрею Старкову - Properm.ru).

Да и наши пикетчики конкретных претензий по нарушениям выборного законодательства в Перми не предъявляют. «Единая Россия» набрала 36% — с таким показателем нельзя говорить о том, что они что-то вбросили. Может быть, были единичные случаи, но для края с населением в 3 млн. человек вброс, допустим, 300 бюллетеней не делает погоды.

Партия власти в Пермском крае выиграла за счет одномандатников. Не будь таких людей как Жуков (Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Владимир ЖуковProperm.ru), Лейфрид (Александр Лейфрид, представитель президента ОАО «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае — Properm.ru), Тушнолобов (Геннадий Тушнолобов, секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия» - Properm.ru), Демкин (Николай Демкин, генеральный директор ОАО «ПЗСП» - Properm.ru), итог голосования был бы другой.

— Как вы прокомментируете результаты выборов по Пермскому краю, по Россию, по Чечне?

— В Перми все прошло спокойно. Результаты соответствуют расстановке сил — «Единая Россия» сначала заявилась с амбициями в 60% голосов, а на деле набрала меньше 40%. Коммунисты получили почти 20%, а на прошлых выборах у них было всего 8%. Плюс «Справедливая Россия» и ЛДПР. А если бы все эти оппозиционные партии объединились, ЕР могла бы получить еще меньше.

Выборы в других регионах комментировать не буду. Чечня это Чечня, там до сих пор службу несут наши коллеги, и если там стоит вооруженная группировка, то надо полагать, там есть какие-то проблемы. Все это не может не отражаться на выборах. Чечня показала замечательный результат, а как он был получен, я не знаю.

— Вы за кого голосовали?

— За «Единую Россию». При всех имеющихся проблемах эта партия смогла обеспечить стабильность в стране. Я человек консервативный и для меня это очень важно. За «Справедливую Россию» и прочих демократов голосовать не хочу, у меня на них аллергия. Их лидеры и иже с ними под громкие речи и красивые лозунги развалили в 90-х государство, а потом растащили экономику. Народ традиционно остался ни с чем. Коммунистам не верю. Маленький, но яркий пример, Константин Окунев, вступив с ними в союз, сделал многое для конечного результата. В итоге депутатского мандата не получил. Обманули.

— Для вас отличаются пермские акции 10-11 декабря от той, что будет 14 декабря?

— Попытка акции 10 декабря отличается тем, что не была согласована с властью. Остальные ничем не отличаются. Но даже на эту попытку мы реагировали достаточно спокойно. Данное мероприятие было согласованным, и серьезных нарушений организаторы не допустили, кроме того, что количество участников превысило заявленное. Так что повода сильно беспокоиться у нас не было.

— Вы почувствовали 12 декабря, что проснулись в другой стане?

— Конечно нет. Эта страна какой была, такой и осталась. И это хорошо. Не митинги меняют судьбы стран, это давно историей доказано. Прошли майданы в Украине, что, там теперь другая страна? У них стало больше денег, они стали лучше жить? Они как получали мизерную зарплату и пенсию, так и получают. Погорланили на площади, поставили Ющенко и Тимошенко, что это изменило? Правда, в Грузии все изменилось, они выбрали Саакашвили. Но они стали хуже жить. Правящая верхушка втянула Грузию в войну, в результате они попали в изоляцию, об этом говорят сегодня все, кроме официальных СМИ Грузии. Кому они сейчас нужны? Американцам? Европе? У них своих Греций хватает, которые надо вытаскивать из кризиса.

Обидно, что на этих митингах люди в пустоту выбрасывают свою энергию, свой внутренний потенциал, не направляют его на позитивные изменения.

— Вы хотите перемен?

— Да, прежде всего перемен экономических. Когда люди живут хорошо, у них нет повода ходить на митинги. Но чтобы жить хорошо, надо хорошо работать, чего многие не хотят. Хотят все и сразу, причем, самым простым способом — отнять и поделить. Это мы уже проходили и повторять не хочется. Хотя вопросы конечно есть. Неправильно, когда одни покупают замки, яхты, футбольные клубы, а другие голодают. Но это уже из философии. А вообще это задача государства нивелировать и сглаживать разными способами разрыв между социальными полюсами общества, не допуская критических величин. Пока, на мой взгляд, это делается недостаточно.

— К чему приведут повторные митинги, которые планируется провести по всей стране 24 декабря?

— Если весь пар уйдет в свисток, то есть за митингами ничего не последует, то никаких серьезных последствий не будет. Хотя любое даже незначительное событие может оказаться толчком к иным, куда более важным вещам. Если энергия митингов трансформируется в четкие и конструктивные предложения, я думаю, власть их услышит и задумается. У «Единой России» уже нет подавляющего большинства в Госдуме, ей надо думать об укреплении позиций, а значит, вступать в диалог. Вопрос с кем? Я вчера на пикете видел господина Тернавского (Игорь Тернавский, художественный руководитель Пермского театра кукол - Properm.ru). У него абсолютно четкая позиция, он пришел заявить о своем праве голоса, и требует уважения к его мнению. Если бы такие люди ходили на митинги, я бы относился к ним с огромным уважением, а для власти это был бы серьезнейший повод задуматься. Но таких людей там меньшинство, и их голос не слышен. Слышны маловразумительные вопли блогеров, которые с трудом себя идентифицируют не только в политическом, а в пространстве вообще. А акции в формате орущей толпы меня не впечатляют. К тому же есть один непраздный вопрос: а не дергают ли наших крикунов за ниточки некие кукловоды? Я не о Перми сейчас говорю, а о москвичах. Им всегда было на все наплевать, и вдруг такая активность.

— Сегодня пермская полиция с народом, с законом или с государством?

— Для нас это части целого. Заявитесь на митинг, получите разрешение, и никто не будет вам препятствовать выражать свою позицию. А если вы хотите нарушать закон, то извините. Если вы против закона, вы против нас.

— Как эти события будут развиваться в будущем?

— Я думаю, что перейдут в законное русло. Власти предпримут шаги по стабилизации ситуации, вступят в переговоры, было бы с кем разговаривать. Возможно, процесс пойдет в формате обсуждений в Госдуме. Важно понять, с кем разговаривать, о чем говорить, и стоит ли вообще говорить. Но с толпой разговаривать бесполезно, это пустая трата времени.

— Все политические партии заняли позицию невмешательства.

— Совершенно верно. С кем разговаривать? Взять и по требованию отменить результаты выборов? По всей России 100 000 человек вышли на выборы, но это не вся страна.

"