Posted 13 марта 2012,, 08:00

Published 13 марта 2012,, 08:00

Modified 2 марта 2023,, 16:21

Updated 2 марта 2023,, 16:21

Ольга Лоскутова: Обязать пермские СМИ выполнять закон круто

13 марта 2012, 08:00
Председатель союза журналистов по Пермскому краю убеждена: разрабатывать законопроект, который обяжет СМИ делать пометку «На правах рекламы» для публикаций, оплаченных из бюджета, неэффективно.

Принимать целый краевой Закон только для того, чтобы СМИ выполняли и так возложенную на них обязанность сообщать о платном характере материала — это круто! Но нелепо. Хотя бы потому, что печатные СМИ Пермского края и так уже давно и без всякого вмешательства губернатора это условие выполняют.

Если решаться на реформы и принимать некий нормативный акт о СМИ, то говорить нужно не столько о знаке, сколько об изменении механизма их бюджетной подкормки в целом. Не заляпывать сгнивший зуб очередной временной пломбой, а выдернуть его и тем самым санировать информационное пространство.

Закон такой мог бы называться, к примеру «О государственной поддержке СМИ Пермского края». Его проект должен бы пройти этап широкого обсуждения, в том числе и в журналистском сообществе, потому что вторгается в крайне деликатную и огнеопасную сферу репутаций и имитаций. Ведь что мы имеем сегодня? Тотально лживое вербально-визуальное пространство, в котором как бы доминирует тот, у кого власть и деньги. Как бы — потому, что, несмотря на сотни миллионов, вбухиваемых в эфирные минуты и квадратные сантиметры, нужного процента доверия и народной любви к существующей власти они так и не обеспечили. Скорее наоборот. Потому что только младенец или мама губернатора не отличает нынче «заказухи» от независимого журналистского продукта. Потому что уже только младенца или маму губернатора не тошнит от «новостей», выдаваемых пермскими телеканалами за самостоятельный контент.

Вспомним предысторию вопроса. Система — ты мне доброе слово, я тебе ассигнации — была в Перми изобретена, а точнее скопирована с московской еще в те времена, когда Олег Чиркунов выступал одним из главных идеологов мэрской кампании Трутнева. Пришли молодые волки и привнесли в отношения со СМИ новации — циничные, примитивные, но работающие. В конце 90-х такая система была даже прогрессивна, потому что увела СМИ из сферы прямого дотирования в рыночную.

Но вот минуло 15 лет. У новых хозяев жизни выросли дети. И, в отличие от стариков, безоговорочно доверяющих печатному слову, это благополучное поколение, впитавшее цинизм практически с пеленок, прекрасно чувствует каждую попытку собственного использования. В электоральных ли целях, в коммерческих ли, но старые технологии отвергаются молодежью как неработающие. Да и старики уже подустали от постоянного манипулирования своими убеждениями и ценностями.

Нужно стряхнуть это старое дырявое покрывало с душ и мозгов! Но аккуратно. Потому что без государственной и муниципальной поддержки СМИ, претендующие на качественный, а значит, независимый продукт, сегодня прожить не смогут. Российское общество не будет платить им за информацию столько, сколько она стоит.

Сказать по правде, «информационная халява» — это даже не российская, а мировая проблема, и в самых развитых странах, в скандинавских особенно, это понимают — государство там прессу лелеет и пестует. При выполнении определенных условий любое СМИ, в том числе и оппозиционное, имеет право на бюджетные дотации. Обществу предлагается честный и прозрачный механизм материальной помощи крайне хрупкой и бережно сохраняемой свободе слова. Разумеется, границы такой свободы оговорены здравым смыслом и законодательством.

Вот если бы наш губернатор, известный своими замашками на Европу, решился проявить политическую волю и привнести в Пермский край такой опыт! Думаю, что тогда сотни миллионов рублей налогоплательщиков, которые сейчас тратятся на поддержание репутации властной верхушки, сослужили бы более достойную службу. А губернатор без особых словесных усилий или слюнявой телевизионной картинки приобрел бы репутацию радетеля за общественные интересы.

Сведения
о сопровождении специальным знаком
коммерческих материалов в печатных СМИ Перми

Газета Наличие специального знака Форма спецзнака
Аргументы и факты — Прикамье Есть Перечень коммерческих рубрик приведен в выходных данных
Бизнес-класс Есть На правах рекламы
Деловой iнтерес Есть Реклама
Треугольник в конце текста
Звезда Есть Р
Коммерсант в Перми Есть На правах рекламы
Новый компаньон Есть Реклама
Комсомольская правда-Пермь Есть Рубрики: «На правах рекламы», «Люди дела», «Открытая трибуна», «Взрослые игры», «Бизнес-пресс», «Выборы-2012», «Точка зрения», «Это полезно знать», «Вопрос-ответ» обозначены в выходных данных газеты как содержащие публикации на коммерческой основе
Местное время Есть На правах рекламы
Пермские новости Есть На правах рекламы
Пятница Есть Ссылка в выходных данных «Статьи под рубриками «Пермский край», «Что нового», «Обратная связь» публикуются в рамках государственного контракта
Российская газета — Пермь Есть На правах рекламы

Может, глядя на этот разнобой, действительно, властям стоило бы свой спецзнак унифицировать и попросить делать его более заметным на полосах. Но не проще ли применить в этом случае не закон, а обычный незамысловатый, но могучий административный ресурс? Вот здесь, а не на выборах, не при ломке через колено депутатов, не при навязывании своих идей о сити-менеджерстве, например. А просто и совершенно обыденно дать задание собственной пресс-службе при рассылке губернаторского заказа сделать знак «публикуется на платной основе» обязательным. Особенно в случаях с заказом телесюжетов, размещение которых на сегодня находится за пределами правового поля.

"