Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Раздел Общество
3 июля 2012, 08:21

Егор Чурин: Власти обещали, что рост тарифов не превысит инфляцию, и не сдержали слово

Егор Чурин: Власти обещали, что рост тарифов не превысит инфляцию, и не сдержали слово
Генеральный директор фирмы «Инвест-Аудит» в интервью Properm.ru рассказал о последствиях повышения коммунальных тарифов, а также о том, почему проезд на пермском общественном транспорте стоит на 40% ниже, чем в других регионах.

— Егор Александрович, с 1 июля повышается большинство тарифов на услуги ЖКХ. По вашей оценке, на сколько процентов увеличится стоимость услуг?

— Согласно постановлению Региональной энергетической комиссии, тарифы на коммунальные услуги возрастут на 6%, а с 1 сентября ещё на 5,6%. Таким образом, среднегодовой рост тарифов составит 2,9%, а реальный рост по отношению к 2011 году будет равен 12%.

— Власти обещали, что рост не превысит уровень инфляции…

— И обещание не выполнили. Инфляция в 2012 году по прогнозам Минэкономразвития РФ составит 5,1%. Фактически же, по состоянию на 1 июня, инфляция равна 2,3%.

— Почему пересмотр тарифов произошел летом?

— Традиционно повышение тарифов проводится в начале года, с 1 января. Однако в 2012 году российские власти решили изменить традицию и перенесли это на июль.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги — это величина не только экономическая, но и политическая.

По оценкам многих экспертов и СМИ, это было связано с проведением президентских выборов в марте 2012 года. Официально же решение о переносе было мотивировано тем, что потребление услуг ЖКХ летом, как правило, минимально, и рост инфляции начнется только к осени. Этот шаг позволил несколько скрасить показатели официальной годовой инфляции и ее динамику в течение года.

Однако попытки приуменьшить данные статистики являются ничем иным, как «игрой цифр». Несмотря на то, что показатель среднегодового роста тарифов, равный 2,9%, не превышает планового уровня инфляции в 5,1%, реальный рост тарифов, повторюсь, составляет порядка 12%.

Вдобавок, изменение сроков пересмотра тарифов создаст проблемы для ресурсоснабжающих организаций: поскольку календарный период работы не соответствует периоду действия тарифов, увеличение стоимости услуг сторонних организаций с 1-го января приведет к фактическому росту тарифов в размере, превышающем плановые показатели.

— Насколько прозрачной, по вашему мнению, является тарифная политика?

— Тарифы на жилищно-коммунальные услуги — это величина не только экономическая, но и политическая.

Некоторые недобросовестные управляющие компании при определении затрат взимали с населения плату, превышающую нормативную стоимость. Например, вместо 68 рублей за 1 кубический метр граждане платили 76 рублей и даже больше.

Тарифная политика отражает особенности хозяйственно-финансовой деятельности ресурсоснабжающих организаций, учитывая при этом такой показатель, как платежеспособность населения, ведь это основной потребитель коммунальных услуг.

Формально основным методом регулирования тарифов на коммунальные услуги является согласование ресурсоснабжающими организациями так называемых экономически обоснованных затрат.

— С 1 июля в Перми изменилась схема начисления тарифа за горячую воду. В чем принципиальные изменения?

— Я бы переформулировал вопрос: с 1 июля в Перми впервые введен тариф на горячую воду. Теперь стоимость услуг горячего водоснабжения будет определяться как произведение двух составляющих: объема потребленной горячей воды и тарифа на горячую воду.

Тариф на проезд в общественном транспорте в 12 рублей меньше нормативного примерно на 35–40%

До установления этого тарифа жители платили отдельно за холодную воду и за её нагрев. При этом часто возникали разногласия: некоторые недобросовестные управляющие компании при определении затрат взимали с населения плату, превышающую нормативную стоимость. Например, вместо 68 рублей за 1 кубический метр граждане платили 76 рублей и даже больше.

Безусловно, новая схема более прозрачна и понятна. При этом у потребителей появится возможность оплачивать горячую воду как по нормативам, так и по приборам учета, в то время как при старой схеме при наличии счетчиков определялся только объем потребленной воды, а количество энергии, потраченной на нагрев, высчитывалось методом расчета.

— Каким должен быть тариф на проезд в общественном транспорте? Насколько тариф в 12 рублей не дотягивает до нормы?

— Без проведения предварительной экспертизы назвать какое-то конкретное значение невозможно. Однако, основываясь на имеющемся у нашей компании опыте экспертизы тарифов общественного транспорта, могу сказать, что тариф 12 рублей меньше нормативного примерно на 35–40%.

Например, в 2011 году наша компания проводила экспертизу тарифов в Чайковском и Добрянке. Могу сказать, что размер реального тарифа тогда был меньше необходимого на 30–40%.

Наибольший удельный вес в себестоимости поездки заложен в затратах на заработную плату водителей и кондукторов, с налоговыми отчислениями они составляют порядка 47% от общей стоимости проезда

— Как выглядит Пермский край в сравнении с другими регионами?

— В соответствии с решением гордумы от 27 января 2009 года, стоимость проезда в общественном транспорте Перми равна 12 рублям. Для сравнения: тариф на перевозку пассажиров в Екатеринбурге равен 18-ти рублям; в Тюмени, Кургане и Ижевске — 14-ти.

В Перми стоимость проезда является минимальной по сравнению с соседними регионами. Столько же проезд стоит только в Кирове.

— Из каких составляющих складывается стоимость поездки?

— Цена проезда в автобусе складывается из затрат на топливо, смазочные материалы и на автошины, амортизационные отчисления, технологическое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также затрат на управление.

Наибольший удельный вес в себестоимости поездки заложен в затратах на заработную плату водителей и кондукторов, с налоговыми отчислениями они составляют порядка 47% от общей стоимости проезда, расходы на топливо занимают 27%, а 13,5% — это расходы на управление. На остальные виды затрат приходится 12,5%.

В списке затрат на содержание трамвайных и троллейбусных маршрутов отсутствуют издержки на топливо, зато высоки расходы на электрическую энергию, содержание трамвайных путей и энергохозяйства.

При формировании стоимости поездки на трамвайных маршрутах наибольший удельный вес приходится на содержание трамвайных путей — 25%. Наиболее затратна амортизация — 20%, затраты на управление — 17%, ремонт и технологическое обслуживание транспорта — 16%. На зарплату водителей и кондукторов трамваев приходится лишь 15% затрат. Чего не скажешь про персонал, который работает на троллейбусных маршрутах - наибольший удельный вес имеют затраты на зарплату водителей и кондукторов — 28,5%, на амортизацию подвижного состава приходится 23,5%, на управление — 17%, на электроэнергию — 11,5%.

— Какие методики определения размера тарифа существуют?

— Единой методики, позволяющей определить размер тарифа на пассажирские перевозки, не существует. Каждое муниципальное образование, как правило, разрабатывает свою методику. Однако, как показывает опыт, в большинстве своем на уровне Пермского края все они являются однотипными.

В Перми тарифы на перевозку пассажиров определяются решением Пермской гордумы от 01.02.2011 года №7 «О порядке формирования тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих и межмуниципальных маршрутах городского и пригородного сообщений».

— Сейчас обсуждается возможность ввести дифференцированный тариф: платить за проезд до Гайвы, условно говоря, 30 рублей, а по центру Перми — 10. Что вы думаете по этому поводу?

— Вопрос о дифференциации тарифа обсуждался еще в 2009 году. Тогда покилометровый тариф на проезд в общественном транспорте установлен не был. Суть этого принципа лежит в том, что цена поездки будет зависеть от протяженности маршрута. Очевидно, что люди, живущие на окраинах Перми, окажутся в менее выгодном положении, ведь им придется платить за проезд больше. Перевозчик тратит больше бензина, соответственно, стоимость проезда на этом маршруте будет выше. С точки зрения справедливости, это может ущемить права пассажиров.

Сейчас действует усредненный тариф, при котором разница окупается за счет пассажиров, которые совершают поездки на небольшие расстояния.

В целом, инициатива администрации Перми установить дифференцированный тариф на перевозки пассажиров в общественном транспорте довольна интересна. Главное, чтобы чиновники были технически готовы к её внедрению.