Posted 2 июля 2012,, 09:46

Published 2 июля 2012,, 09:46

Modified 2 марта 2023,, 18:02

Updated 2 марта 2023,, 18:02

Барабанов о пермской публике: не хочет расставаться с имиджем «культурной антипровинции»

2 июля 2012, 09:46
Культурный обозреватель журнала «Огонек» размышляет о том, каким послесловием к периоду пребывания у власти губернатора Олега Чиркунова стали «Белые ночи в Перми».

По итогам «Белых ночей в Перми» обозреватель «Огонька» Борис Барабанов размышляет о будущем пермского культурного феномена:

«Белые ночи в Перми» — это 24 дня вполне столичной по уровню культурной активности, охватившей всю Пермь, но по большей части сконцентрированной в уникальном фестивальном городке, в который превратилась здешняя эспланада, — открытое пространство в центре города. Фестивальный городок обустраивали под руководством петербургского режиссера Владимира Гурфинкеля. Творческие площадки на этой территории соседствовали с торговыми точками, и в том, как это было сделано, несомненно, чувствовался местный, пермский колорит.

Главная сцена фестиваля — отдельное произведение искусства. Она прозрачная, если не считать деревянных ангелов, подчеркивающих стремление всей конструкции ввысь. «Белые ночи» стартовали недельной программой искусства Мексики. В это сложно поверить, но из 0,5 млн долларов, в которые обошелся этот фестиваль, ни одна копейка не поступила из местного бюджета — к особой гордости инициатора организации фестиваля Александра Чепарухина (Greenwave Music), твердившего: «Нас никто не упрекнет в том, что мы здесь пилим местный бюджет».

Фестиваль «Движение», организованный также Александром Чепарухиным, продемонстрировал безупречное сочетание близкой его сердцу world music и более массовых жанров — рока и хип-хопа. В первый день фестиваля, 23 июня, самое большое впечатление на публику произвело выступление барселонцев La Troba Kung-Fu, по общему признанию, превзошедших Ману Чао, которого когда-то тоже занесло на один из пермских фестивалей. 24 июня фантастическое по плотности и изобретательности звука шоу показали бельгийские рокеры Deus. Трогательное и точное выступление «Маши и медведей» сопровождалось появлением в небе неторопливых парашютов. А открытием фестиваля стала московская команда Tinavie, которая вопреки имиджу камерной группы неожиданно органично смотрелась на большой многолюдной арене.

«Белые ночи в Перми» стали своего рода послесловием к периоду пребывания у власти губернатора Олега Чиркунова, одного из «отцов» здешней культурной революции. Новый губернатор Виктор Басаргин уже дал понять всем заинтересованным лицам, что культурному проекту в Перми не намерен уделять столько же сил и внимания, сколько его предшественник. Однако, когда, например, он предложил свезти все уличные скульптуры на территорию Музея современного искусства Марата Гельмана, общественность отреагировала резко: «Когда их ставили, нас не спросили, а теперь убирают, не спросив».

Городская публика, похоже, все же не хочет расставаться с имиджем города как «культурной антипровинции», фестивальный городок продолжит свою работу и после закрытия «Белых ночей». «Мне даже интересно, что здесь будет, когда мы все уедем, — говорит Марат Гельман.— Ведь главное, что удалось сделать Чиркунову с нашей помощью, — остановить отток населения. В прошедшем году в Перми был даже прирост. За эти несколько лет появилось поколение, которое хочет что-то делать здесь. И не замечать этого власть не сможет».

"