Posted 9 августа 2012,, 04:20

Published 9 августа 2012,, 04:20

Modified 2 марта 2023,, 17:48

Updated 2 марта 2023,, 17:48

Галина Гутник: Нельзя навешивать на ЕГЭ все проблемы образования

9 августа 2012, 04:20
Александр Глушков
Начальник Гособрнадзора по Пермскому краю рассказала Properm.ru об эволюции ЕГЭ, популярных нарушениях на экзамене в 2012 году, а также о том, чего ждать будущим выпускникам.

Уже 10 лет российские школьники сдают Единый Государственный Экзамен, предусматривающий стандартизированную оценку знаний выпускника. По итогам очередной экзаменационной кампании Properm.ru встретился с начальником Государственной инспекции по надзору в сфере образования в Пермском крае Галиной Гутник и поинтересовался, как пермские школьники справились с ЕГЭ в этом году, какими способами государство борется со списыванием, а также о том, что ждет будущих выпускников.

— Галина Васильевна, с момента введения в российских школах Единого государственного экзамена прошло уже 10 лет. Можно ли сказать, что «обкатка» экзамена завершилась?

— Как модель независимой оценки по итогам общего образования Госэкзамен сформировался. Означает ли это, что эта модель застывшая? Думаю, что нет. Мы с вами видим, что на протяжении 10 лет вносятся изменения. Это говорит не столько о несовершенстве модели, хотя вряд ли она может быть идеальной, сколько о том, что жизнь вносит коррективы, учитываются пожелания педагогов, специалистов, общественности. Это нормально.

— Напомните, пожалуйста, как ЕГЭ эволюционировал за эти годы.

— Действительно, на протяжении 10 лет вносились изменения. Какие? Первый год, когда мы вступили в этот эксперимент, ребята сдавали всего два экзамена — обязательный русский язык и химию по выбору, остальные в традиционной форме. На следующий год — еще больше экзаменов, и так мы вошли в режим, когда все основные предметы представлены в ЕГЭ. Это одно направление эволюции. Второе заключалось в том, что менялись сами контрольно-измерительные материалы (КИМы - Properm.ru) — их количество и содержание. В частности, в последние годы убрали часть «А» по математике. Точно так же ее убрали и из литературы. По истории буквально в этом году появилось задание, связанное с историческим эссе. Я думаю, что в хорошем смысле идет эволюция по содержанию и она будет продолжаться.

— По вашим ощущениям, отношение к ЕГЭ в обществе поменялось?

— Можно говорить о том, что отношение к ЕГЭ поменялось. Остаются критические суждения, остаются и недовольные, но в целом оно стало более конструктивным и позитивным.

— Вы сказали, что с течением времени по разным предметам менялось количество заданий и, в какой-то степени, сложность экзамена. Нельзя ли говорить о том, что выпускники разных лет были поставлены в неравные условия?

— Каждый год условия несколько менялись. Когда был эксперимент, выпускники были в льготных условиях. Положительная отметка была гарантирована независимо от того, как ты написал. Причем, заметьте, я говорю об отметке. В первые годы мы стобалльную шкалу переводили в пятибалльную, и все эти отметки выставлялись в аттестат. Сейчас, в связи с изменениями, внесенными в процедуру, достаточно сдать два обязательных предмета, которые вносятся в аттестат, а остальные в аттестат не вносятся. Насчет разных условий… это относительно. Давайте не будем сравнивать с экспериментом, а возьмем ситуацию, когда уже два года ЕГЭ идет в обычном режиме. В равных или неравных условиях выпускники каждого года? Я считаю, что в равных, так как всегда в основе лежит стандарт. Ваши права как выпускника не нарушены, потому что независимо от того, как сформулированы задания в КИМах и сколько их, эти задания не выходят за рамки стандарта.

— Каким образом сейчас ведется борьба с нарушениями на экзамене?

— В этом году на федеральном уровне запущена специальная программа по отслеживанию утечки информации. Рассекречивание КИМов законом карается, и сейчас есть возможность отследить, кто и с какой территории выложил те или иные материалы в интернет. И не случайно именно в этом году по России было выявлено 173 случая рассекречивания. Удалось установить, кто это сделал, и их результаты были аннулированы. У нас, в Пермском крае, таких нарушений не зафиксировано.

— Раз уж Вы коснулись итогов 2012 года, давайте поговорим о том, как в этом отношении прошел экзамен на территории Пермского края. Каковы основные нарушения у нас?

— Мы неоднократно отмечали, что основные нарушения связаны с мобильными телефонами. Это одиннадцать случаев в июне и шесть в июле.

— Сейчас телефоны запрещено проносить на экзамен?

— Да, их нельзя иметь при себе. И организаторами были зафиксированы как попытки воспользоваться, так и факты самого наличия телефона. Эти выпускники были удалены с экзамена без права пересдачи. У кого-то была ситуация, когда он почти все задания выполнил, и в последний момент его удалили.

Кроме того, среди нарушений мы отмечаем случаи опозданий, это в июле. Опоздал — не допущен к экзамену. Это правило действовало и раньше, но не так жестко. Были и некоторые технические сбои, но они не существенны, и решались в пользу выпускников.

— Сколько было подано апелляций? Изменились ли после их рассмотрения результаты?

— Давайте скажем в целом по итогам ЕГЭ в Пермском крае. По сравнению с прошлым годом, мы несколько улучшили результаты по русскому языку, литературе, химии, истории, но ухудшили по физике, математике, английскому языку. Ряд предметов остался на прежнем уровне. Мы должны иметь в виду, что в этом году ЕГЭ сдавали на две тысячи больше выпускников, чем в прошлом. Увеличилось количество стобалльников и тех, кто имеет повышенные баллы — от 80 до 100. Это более 3 тысяч человек.

Что касается апелляций, их было 1089, что значительно больше, чем в прошлом году. Удовлетворено 137. Причины увеличения количества апелляций нужно анализировать. Возможно, это нормально, что человек пользуется своим правом ознакомиться с работой и попытаться повлиять на результат.

— При губернаторе Олеге Чиркунове в Пермском крае начались выплаты повышенных стипендий тем поступившим в вузы выпускникам, которые по сумме ЕГЭ набрали 225 баллов и выше. В последнее время требования для тех, кто выбрал гуманитарные специальности, ужесточились до 240 баллов. Понятно, что стране нужны технические специалисты, но, на ваш взгляд, такое искусственное регулирование не нарушает права абитуриентов?

— По этому направлению работает Министерство образования края, мы лишь надзорный орган. Но я думаю, что всегда, по любым действиям могут быть разные мнения и отношения. В принципе, этот механизм мотивирует на выбор тех или иных специальностей. Почему нет? Хотя я допускаю, что кому-то это может не нравиться.

— Давайте вернемся к ЕГЭ. Когда еще только начинался эксперимент, было много разговоров о том, что если с техническими специальностями все более-менее понятно, то по таким предметам, как «история» и «обществознание» выпускники якобы не могут в полной мере раскрыть свои творческие способности. Как обстоят дела с этой ситуацией сейчас?

— Я часто на этот вопрос отвечаю. В прошлом я тоже принимала экзамены как учитель русского языка и литературы. Никакой экзамен не в состоянии в целом оценить вашу общеобразовательную подготовку. Даже беседа по билетам по литературе. Ну, вытащили вы 2–3 вопроса, поговорила я с вами об этом… В случае с ЕГЭ также нельзя объять необъятное и ты отвечаешь на те вопросы, которые тебе предложены.

Второе — по гуманитарным предметам произошли большие изменения. По истории появилось эссе, по литературе убрали часть «А». Хотя должна сказать, что никогда за все годы ЕГЭ не было такого, что были только тесты с ответами «да» или «нет». Я не стала бы навешивать на ЕГЭ все проблемы оценки качества образования.

— Может быть, и правильно, что часть «А» по литературе убрали. Помнится, наибольшее количество анекдотов, связанных с ЕГЭ, касались именно литературы и вопросов вроде «какого цвета были волосы у Наташи Ростовой».

— Но таких вопросов, кстати, ведь и не было. Вы правы, это лишь анекдоты. Хотя к экзамену по истории, где важны факты и даты, подобные вопросы вполне правомерны.

— Что ждет ЕГЭ в будущем?

— Проект нового закона фиксирует ЕГЭ как объективную форму оценки выпускников. Какие изменения мы ждем? 7 мая президент Путин подписал указ об образовании. В частности, в этом указе есть позиция, связанная с анализом эффективности ЕГЭ и внесением дальнейших предложений по его совершенствованию. ЕГЭ не выходит из поля зрения на самом высоком уровне. Эффективность ЕГЭ будет проанализирована, и мы потом с вами сможем об этом поговорить.

"