Posted 21 ноября 2012,, 02:54

Published 21 ноября 2012,, 02:54

Modified 2 марта 2023,, 17:18

Updated 2 марта 2023,, 17:18

Фоторепортаж из колонии: правозащитники навестили Марию Алехину

21 ноября 2012, 02:54
Участница Pussy Riot, отбывающая наказание за акцию в Храме Христа Спасителя, пока еще только привыкает к жизни в ИК-28.

Директор Пермского правозащитного центра Сергей Исаев 14 ноября посетил исправительную колонию 28 в Березниках, где отбывает наказание осужденная за хулиганство участница Pussy Riot Мария Алёхина. Репортаж о визите появился в блогах на «Эхо Москвы». Properm.ru публикует его с небольшими сокращениями.

«Все упоминания о знакомых вызывали у Марии Алёхиной улыбку. Выглядит она неплохо, но призналась, что ее бодрый вид сегодня не очень соответствует ее самочувствию. Неудивительно, в колонии она была 4-ый день и ей еще предстоит приспособиться к новым условиям жизни в карантинном отряде. Сейчас вместе с ней проживают еще 44 человека.<...>

<...> Карантинный отряд состоит из нескольких помещений — спального с рядами двухъярусных коек и тумбочками для личных вещей одной на двух человек. Койка Марии расположена на нижнем ярусе у окна. Разрешается иметь при себе средства гигиены и относящиеся к делу документы. Разрешается присаживаться на табуретки днем, а вечером класть одежду. Прилечь днем на кровать могут только люди, работающие во вторую смену или больные с разрешения врача. Иное является нарушением установленного режима.

Кроме спального помещения в карантинном отряде есть комната приема пищи, комната воспитательной работы, в которой установлен телевизор. Сегодня в учреждениях фактически телевидение кабельное, программы, предназначенные для просмотра, подвергаются цензуре на предмет сцен насилия и порнографии. С этой точки зрения из библиотечного фонда изымаются и книги с подобным содержанием. Также существует туалетная комната. Администрация согласилась с нами, что необходимая приватность здесь не обеспечена. В карантине все службы учреждения проводят свои мероприятия для ознакомления с условиями отбывания наказания, а также диагностики и учета индивидуальных особенностей осужденных. Программа довольно плотная, личного времени остается совсем немного. Есть локальная зона, куда можно выйти и подышать свежим воздухом. В карантинном отряде несет суточное дежурство инспектор.

В Карантине осужденные находятся две недели, после чего они переходят в отряды обычных условий содержания (есть еще и облегченные, которые отличаются большей комфортностью, количеством разрешенных свиданий и др. и меньшим количеством проживающих в общежитии). Перевод на облегченные условия содержания является частью системы социальных лифтов, т. е. системы поощрения законопослушного поведения. После этого по истечении определенного времени осужденные могут быть представлены к переводу в колонию-поселение и/или освобождены условно-досрочно.

Большой частью, связанной с отбыванием наказания, является работа: либо в самой колонии в качестве дневального, в банно-прачечном комбинате, библиотеке, клубе, либо на швейной фабрике, предварительно пройдя обучение в профессиональном училище этого учреждения.<...>

<...>Работа является частью процесса реабилитации и обязанностью осужденной, за отказ от работы могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Работа оплачивается в зависимости от должности и выработки установленной нормы от МРОТ до 11000 руб., до 75% от заработанной суммы может быть удержано, деньги идут на оплату одежды, питания, коммунальных услуг.

По меркам исправительных учреждений, колония динамично развивается, ежемесячный оборот составляет более 420 млн. рублей. Фабрика производит швейную продукцию по заказу Министерства обороны и МВД. С другой стороны, администрация учреждения имеет возможность вкладывать средства в ремонт помещений и др.

Марии еще предстоит это увидеть и понять. Ее первые наблюдения, по-видимому, связаны с пониманием материального неравенства осужденных. В колонии перешли на зимнюю форму одежды и Мария отметила, что часть осужденных ходит в пуховых платках поверх казенных, другая часть не может себе этого позволить. Все это, конечно, имеет место и объясняется просто — значительная часть осужденных из бедных и маргинальных семей».

"