Posted 21 января 2013,, 03:10

Published 21 января 2013,, 03:10

Modified 2 марта 2023,, 17:01

Updated 2 марта 2023,, 17:01

Максим Тебелев: Давайте поэкспериментируем с трамваями

21 января 2013, 03:10
Александр Глушков
Депутат Пермской городской думы рассказал Properm.ru о том, почему вопрос стоимости проезда в Перми вновь будет поднят в 2013 году, зачем городские власти упорно продолжают вкладываться в электротранспорт и чьей игрушкой стала электричка.

Максим Владимирович, в конце 2012 года Игорь Сапко поручил Вам заниматься проблемами общественного транспорта в думе. Что под этим подразумевается?

— Когда мы с Игорем Вячеславовичем оговаривали перечень вопросов, которыми надо будет более детально заняться, сам собой возник вопрос транспорта. В октябре мы не приняли тариф в 14 рублей, рассчитанный и подтвержденный экспертами, аудиторами, устраивающий перевозчиков. Депутатов не удовлетворила непрозрачная методика расчета. Точнее, было непонятно, каким образом были определены некоторые данные, влияющие на тариф. Например, объем транспортной работы. Налицо была конфликтная ситуация, и Глава города попросил меня среди прочих вопросов сконцентрироваться на транспорте. Оба предыдущих думских созыва я входил в комитет по городскому хозяйству, поэтому я, что называется, «в материале».

— В ноябре Пермская городская дума все-таки одобрила повышение тарифа до 13 рублей. Но большинство экспертов сошлись на том, что это лишь временная мера.

— То, что мы в ноябре приняли 13-рублевый тариф, позволило нам выйти из острого конфликта. Большинство предпринимателей восприняли это как компромисс. 13 рублей — это некое временное соглашение, которое позволяет перевозчикам продолжать работу, обеспечивать необходимое количество автобусов. А депутатам позволяет более детально ознакомиться с тем, почему в транспорте у нас получается не совсем так, как на бумаге.

— Есть у Вас ощущение, что в этом году придется возвращаться к этой теме?

— Однозначно! Я знаю от предпринимателей, что они готовят иск. Перевозчики считают, что тариф в 14 рублей был обоснован и должным образом рассчитан. Если этот иск будет оформлен и подан, не исключено, что суд отнимет у депутатов полномочия утверждать тариф на проезд в общественном транспорте.

— Суд может отнять одно из последних полномочий, которое осталось у думы?

— Действительно, я помню, когда я пришел в гордуму в первый раз, мы утверждали довольно много тарифов. дума была реальным органом по установке тарифов, например, в сфере ЖКХ. За эти годы большая часть тарифного регулирования ушла на уровень, например, РЭКа (Региональной энергетической комиссии — Properm.ru). Обычно, когда депутат приходит в свой округ и проводит встречу во дворе, на него начинает сыпаться в первую очередь: «За тепло подняли! За воду подняли! За газ подняли!». И выясняется, что мы на самом деле ничего этого не устанавливали. По-моему, у думы осталось два полномочия — это социальный найм и тариф на транспорт.

— Заканчивая с темой цены проезда. Некоторые Ваши коллеги всерьез обсуждают необходимость вернуть автобусные перевозки под крыло администрации Перми, чтобы она имела возможность регулировать тариф.

— В том, что Пермь в свое время пустила частных перевозчиков, есть один глобальный плюс: мы как город перестали закупать подвижной состав. А это колоссальные сэкономленные деньги. Второй момент, на который обращают внимание перевозчики: когда мы говорим, что в Екатеринбурге, например, сохранен муниципальный транспорт, а потом видим, что в том же Екатеринбурге тариф 23 рубля, не исключено, что эти вещи взаимосвязаны. Доходы пермяков и екатеринбуржцев если и отличаются, то не так сильно. Надо понимать: если тариф 23 рубля, наверное, у администрации тоже свой расчет есть.

— Одна из самых больных тем в сфере транспорта — Горэлектротранс. Несмотря на то, что его доля в перевозках падает все последние годы, власти продолжают вкладываться в этот вид транспорта. Почему?

— Мы все прекрасно помним мастер-план, генплан и стратегию социально-экономического развития Перми, где прописано: приоритет отдается трамваю. Мы помним иностранных специалистов, которые сказали: «Трамвай — транспорт будущего, его надо развивать. Ваше конкурентное преимущество, что вы сохранили рельсы, которые идут в разные районы города». И городская власть в лице администрации и думы послушала умных людей, признала трамвай и троллейбус перспективными и экологичными. В бюджете 2013 года 118 млн рублей — покрытие лизинговых платежей по приобретению новых трамваев. Город в данном случае ведет себя логично. Но что мы имеем на выходе? Пассажиропоток падает, себестоимость одной поездки на некоторых маршрутах составляет уже 26 рублей.

— Как, на Ваш взгляд, можно привлечь людей в трамвай?

— Я сам, бывает, езжу на общественном транспорте и могу сказать, что новые трамвайные вагоны — это два шага вперед по сравнению с тем, что было десять лет назад. И по комфорту, и по низкопольности, и по теплу. Тогда надо понять: почему пассажир уходит из трамвая? Сейчас в этом пытаемся разбираться. Надо каким-то образом доказывать людям, что им удобнее ездить на электротранспорте. Либо надо пересматривать идеологию. Мнения разные есть. Если ситуация тупиковая, то, как говорит Надежда Агишева, «раз уж мы все равно 500 млн трамваю кидаем, давайте бесплатный проезд сделаем». Тоже позиция.

— То есть то, что предложил депутат Андрей Солодников — не такая уж и фантастика?

— Надо это додумывать. Понятно, что это чистый коммунизм, но тем не менее. Кондукторов сократим — еще и себестоимость упадет. Либо другой вариант, более разумный. Давайте попробуем поэкспериментировать. Если мы установим, например, тариф 15 рублей на автобусе и 10 рублей на трамвай — будет ли это поводом для того, чтобы человек пересел на трамвай? Неизвестно. Тут возникает еще один вопрос. В концепции развития общественного транспорта написано примерно так: все пермяки одинаковы в правах. Выражается это в следующем: если у нас в Кировский район и на Гайву трамвай не ходит, то жители этих районов должны иметь возможность добираться за те же деньги другим транспортом.

— Пермяков едва не лишили городской электрички. Ее отмена для многих это была реальной проблемой.

— Я выскажу свое частное мнению не как депутата. Это (городская электричка — Properm.ru) была одна из идей Олега Чиркунова. Иностранцы, поглядев транспортную схему Перми, сказали: «У вас есть мощное конкурентное преимущество. Прямо по территории города идут железнодорожные рельсы». Олег Анатольевич идею воспринял и сразу превратил ее в поручение. У меня к Канцуру (Сергей Канцур, гендиректор ОАО «Пермская пригородная компания»Properm.ru) вопросов нет, но когда он начинает говорить, что городской бюджет не дал денег — это большое лукавство.

Городская электричка всегда было «игрушкой» края. Есть министр транспорта Митюшников (Владимир МитюшниковProperm.ru), вот пусть он встанет и скажет: «Мы семь лет экспериментировали, но, к сожалению, эксперимент провалился». Но тут надо понимать, что за это время сложился определенный пассажиропоток. Их немного, этих людей, но есть несколько тысяч человек, которым это реально удобно.

— В конце прошлого года депутаты в первом чтении одобрили выделение более 200 млн рублей на ремонт фасадов многоквартирных домов на улице Ленина. Большинство депутатов, в том числе и вы, это предложение администрации подвергли критике. Почему?

— У нас на улице Ленина два депутата — Александр Колбин и Александр Буторин. Я бы понял ситуацию, если бы они вышли на думе и сказали: «Дорогие наши коллеги! Мы понимаем, что нам повезло, а вам не повезло. Но мы всей душой просим: давайте все-таки выделим 200 млн и отремонтируем нашу улицу Ленина». Но я такого не вижу! То есть идея спущена кем-то в виде поручения администрации города. Я начинаю задавать вопросы. В моем округе дома на улицах Народовольческая, Островского, Революции тоже требуют капитального ремонта. Они говорят: нет, Ленина — это лицо города. Но буквально два года назад нам говорили о том, что лицо города — это улица Кирова. Почему не она?

Я вижу желание администрации что-то сделать в этом плане. Первое чтение документ все же прошел. Ко второму чтению я готовлю поправку о том, чтобы брать с жильцов 5% за ремонт фасадов, то есть так же, как в случае с софинансированием капремонтов домов. Администрация это не очень поддерживает, потому что это как минимум удлинит сроки. В данном случае администрации было проще сделать 100% участие бюджета и ко дню города успеть что-то сделать. Я, с одной стороны, понимаю, что есть такое понятие «лицо города». Но если хотите финансировать и сделать красиво, выберите дома, которые принадлежат муниципалитету, а не частным собственникам.

"