Posted 26 апреля 2013,, 06:25

Published 26 апреля 2013,, 06:25

Modified 2 марта 2023,, 16:25

Updated 2 марта 2023,, 16:25

Фоторепортаж из Припяти: Чернобыльская АЭС 27 лет спустя

26 апреля 2013, 06:25
26 апреля 1986 года случилась крупнейшая авария в истории атомной энергетики. Люди до сих пор боятся этого слова — «Чернобыль». Журналист 66.ru Дмитрий Горчаков хотел побывать там со времен учебы на физтехе УПИ. В прошлом году его мечта осуществилась.

Для многих Чернобыль — это страшное слово, символ крупнейшей техногенной аварии современности. Для кого-то это лишь фон популярной компьютерной стрелялки и тема для шуток о больших грибах и мутантах. Для миллионов технарей, задействованных в атомной промышленности по всему миру, это боль и упущенная возможность, надолго затормозившая развитие мирного атома на рубеже веков. Для тысяч людей — это место работы.

Как ни странно, туристический маршрут в заброшенный город Припять и Чернобыльскую АЭС весьма популярен. Любой желающий может приехать и почувствовать себя сталкером за не очень большие деньги. Я же попал на ЧАЭС прошлым летом в составе делегации Белоярской АЭС, поэтому увидел чуть больше, чем обычно показывают туристам, и пообщался со специалистами, которых вообще редко встретишь.

Не многие знают, но после аварии 26 апреля 1986 года станция не была закрыта навсегда. До 2000 года она вырабатывала электричество. А значит, после ликвидации последствий аварии и строительства саркофага над 4-м блоком на станции по-прежнему работало много людей. Вместо покинутой атомщиками Припяти для работников станции был построен новый, самый молодой из городов Украины — Славутич.

Стоя у памятника, мы находились примерно в 100 метрах от саркофага, на открытой площадке. Фон там всего в 35 раз выше того, что у нас в городе. Никаких средств защиты не нужно, если ты пришел сюда на время, измеряемое минутами или часами. Но и лишний раз задерживаться тоже не стоит.

При этом к самому проекту арки есть масса претензий у украинских специалистов с точки зрения удобства и эффективности ее использования для работ внутри саркофага. Но что сделано, то сделано — Европа выделяет деньги на конкретный проект. Арка должна быть построена, и пусть лучше она будет, чем не будет ничего.

Ну и конечно, после осмотра станции мы не могли не заглянуть в Припять. Вот что действительно производит жуткое и гнетущее впечатление. Внешне тихое, солнечное и зеленое место. Даже очень зеленое — это уже не город, заросший диким лесом, это внешне уже лес, в котором торчат здания. Но память о том, как резко и безвозвратно его покинули люди, делает эту тишину жуткой.

На момент аварии Припяти было всего 16 лет. Население составляло чуть меньше 50 тысяч человек.

Гуляя по Припяти, надо стараться не сворачивать с асфальта и бетонных дорожек в траву и листву. Вполне можно наступить куда-нибудь, где будет фонить больше чем надо. Поэтому на выезде из зоны и перед посадкой в электричку на КПП все проходят дозиметрический контроль.

Находясь на Чернобыльской АЭС спустя 27 лет после аварии, понимаешь, что закрытие станции в 2000-м году было решением в первую очередь политическим. Чисто технически после аварии могли работать три оставшихся блока и еще два, которые были в высокой степени готовности, могли бы быть достроены, а это 5 ГВт. Для сравнения, такой мощности могло бы хватить, чтобы обеспечить энергией пять таких городов, как Екатеринбург.

Чернобыльская АЭС сегодня совершенно не производит впечатление закрытой и загубленной станции. Тысячи рабочих, обстановка спокойная, деловая, изнутри — почти обычная АЭС. Обратно ехали на служебной электричке — она битком набита людьми.

Территории зоны отчуждения постепенно возвращаются к использованию, в том числе и в сельскохозяйственных целях. Сама же площадка возле ЧАЭС будет развиваться как технопарк по хранению и переработке радиоактивных отходов. Первые объекты комплекса «Вектор», который станет главным и единственным центром переработки и захоронения РАО со всей Украины, будут введены уже к концу 2014-го года.

Так что надежда на будущее у территории ЧАЭС, в том числе и для высокотехнологичных отраслей промышленности, есть. Как бы странно это ни звучало.

"