Posted 29 июля 2013,, 03:00

Published 29 июля 2013,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 18:07

Updated 2 марта 2023,, 18:07

Мария Сирина о жилье соцнайма: Все, что можно было украсть, уже вынесли

29 июля 2013, 03:00
Начальник городского управления жилищных отношений Мария Сирина рассказала о том, у каких категорий граждан есть шанс получить крышу над головой, а до каких даже «не доходят руки».

— Мария Викторовна, каков сегодня в Перми объем маневренного фонда?

— Порядка трехсот жилых помещений, чуть менее 7000 квадратных метров. Мы не измеряем объем фонда жилыми помещениями, помещение обычно принадлежит не только городу, частью владеют собственники, которые выкупили их у муниципалитета.

— Как часто объем фонда пополняется?

— Планово пополнять фонд путем строительства или приобретения жилья мы не можем. Это требует бюджетных затрат, которыми мы не оперируем. Как правило, пополнение маневренного фонда происходит за счет помещений бывших общежитий.

— Как часто помещения маневренного фонда ремонтируются?

— Ремонтируем, когда помещения пустуют. С ремонтом возникают сложности: город не является единственным собственником, поэтому мы не можем отремонтировать места общего пользования. Мы можем производить ремонт только в тех помещениях, которые являются муниципальной собственностью. Для того, чтобы отремонтировать все, нам нужно проводить общее собрание, необходимо собирать взносы со всех собственников. Не всем собственникам это нужно. Обычно мы стараемся прорабатать возможность включения дома в программу по капитальному ремонту. Иногда помещения попросту не успевают освободить, поэтому даже времени на ремонт нет.

Поскольку жилье все-таки временное, многие жильцы относятся к нему недобросовестно по принципу «не свое — не жалко».

— В какое жилье заселяются люди, лишившиеся жилья после пожара или по другим причинам?

— Не всегда мы можем обеспечить людей мебелью и минимальным уровнем постельных принадлежностей, таких возможностей у муниципалитета нет. Все, что можно было украсть в комнатах, уже украли. Периодически люди оставляют свою старую мебель. В основном в маневренном фонде представлены пустующие помещения.

— На какой срок предоставляется временное жилье?

— Конечного срока нет. Для каждой категории жилье маневренного фонда предоставляется на определенный период. Как правило, в распоряжении мы указываем не конкретную дату, а некое событие. Например, если человек заселятся на период капитального ремонта своего дома, он живет до завершения работ. На руках у него должен быть акт комиссии по приемке объекта.

Если мы заселили семью на период чрезвычайной ситуации, она проживает столько, сколько времени требуется для обследования и устранения этой ситуации. Если принято решение о том, что дом является аварийным, то человек заселяется до принятия решения о расселении.

— Какие категории жителей пользуются маневренным фондом чаще всего? Бывает ли так, что за временным жильем обращаются дети-сироты в то время, как стоят в очереди на получении жилья?

— Чаще всего это «погорельцы» и люди, чьи дома признаны аварийными. Что касается сирот, то тут ситуация полностью изменилась, сейчас им предоставляет жилье специализированный фонд. Чуть меньше стало заселяться людей, жилье которых подлежит капитальному ремонту.

Еще одна малочисленная категория людей — граждане, которые не смогли выплатить ипотечные кредиты. На период расчетов с банком, люди имеют право воспользоваться временным жильем маневренного фонда. Здесь возникает проблема: люди думают, что они могут жить бесконечное количество времени, пока не решится жилищный вопрос как таковой, но маневренный фонд предоставляется только на период расчета с кредитной организацией. Период времени этот, как правило небольшой, поэтому таких людей немного. Самая многочисленная категория— люди, которые лишились единственного жилья в результате ЧС. Когда возникает какая-то аварийная ситуация, происходят массовые заселения. Все мы помним ситуацию с домом на Лебедева, 14.

— Какие документы должен предоставить человек для получения временного жилья?

— Заявление, документы, удостоверяющие личность, документы о составе семьи, и документ, свидетельствующий о наличии или отсутствии жилья в собственности. Если у человека есть другое помещение жилое, в проживании будет отказано. Даже если жилье находится в другом городе или там прописаны другие люди.

— Директор центра социальной адаптации Алексей Расов и уполномоченный по правам человека Татьяна Марголина в интервью Properm.ru обозначили проблему нехватки жилья социального найма. Получается, что человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, выходит из центра «в никуда». Вы видите в этом проблему? Кто ее должен решать?

— Сейчас этим занимается управление жилищных отношений. На сегодняшний день в Перми чуть меньше миллиона квадратных метров жилья социального найма. Проблема такая, конечно, есть, но на мой взгляд она шире: у нас острая нехватка социальных учреждений, которые оказывали бы помощь гражданам. Вся эта система создавалась в 90-е. Начиналось с уровня субъектов. Изначально были только дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в дальше начали создавать полноценную сеть разных учреждений. Появились учреждения для детей, инвалидов и других категорий. Развивалась эта сеть в основном на уровне местного самоуправления. На мой взгляд, это было правильно, на местах эта проблема виднее. Сейчас эти функции отнесли к уровню субъекта, и на уровне муниципалитета социальных учреждений не осталось.

На сегодняшний день маневренный фонд отчасти исполняет социальную функцию, которую в принципе исполнять не должен. Это и есть четвертая дополнительная категория: мы обеспечиваем жильем людей, которые стали нетрудоспособными, попали в трудную ситуацию, а также семей с малолетними детьми. Это функция не наша, но поскольку у муниципалитета таких учреждений нет, занимаемся этим мы.

— Как распределяется очередь на временное жилье и жилье социального найма?

— Могу сказать сразу, что всех очередников обеспечить жильем мы не можем. В первую очередь это льготные категории граждан: ветераны великой отечественной войны, инвалиды, вставшие на учет до 2005 года, ветераны боевых действий, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, лица переехавшие с крайнего севера и люди, пострадавшие от политических репрессий. В приоритете, как я уже говрила, по-прежнему переселенцы из аварийного жилья. Уже потом мы пытаемся изыскать какие-то возможности помогать очередникам, но у нас, как правило, такой возможности нет.

— Но что делать, например, с бывшими заключенными, которые находятся в самом конце этой очереди? Выходя из центра социальной адаптации, они вновь совершают рецидивы.

— Жизнь меняется быстрыми темпами. Конечно, если человек отсутствовал лет 15, выходит он совершенно потерянным. Я вижу выход в развитии арендного жилья. Обеспечивать трудоспособных граждан бесплатно жильем государство не в состоянии. Давайте будем честными, это порождает настроение иждивенчества, от которого надо уйти.

Должен существовать арендный фонд с понятными, прозрачными условиями, чтобы человек мог себя уверенно чувствовать, а не так, что в любой момент с ним могли бы расторгнуть договор и выселить. Как развивать этот арендный фонд, мне пока до конца не понятно. Есть государственный проект закона, который сейчас активно обсуждается в Госдуме, в том числе планируется развитие государственного и частного партнерства. Пока сегодня на законодательном уровне государство к этому не готово. Законопроект не предусматривает возможность сдачи в аренду государственного и муниципального жилья. Много вопросов еще надо решить, и это проблема не только Пермского края.

"