Posted 15 августа 2013,, 03:30

Published 15 августа 2013,, 03:30

Modified 2 марта 2023,, 17:57

Updated 2 марта 2023,, 17:57

Отверженные: Репортаж из пермского центра реабилитации собак

15 августа 2013, 03:30
Александр Глушков
Около 150 собак — брошенных хозяевами, сбитых на дороге или когда-то тяжело больных — нашли себе пристанище в центре реабилитации «Островок Надежды». Properm.ru узнал, в каких условиях живут питомцы приюта.

«Когда мы сюда приехали, здесь все находилось в ужасном состоянии», — рассказывает директор центра реабилитации для собак «Островок Надежды» Надежда Звягина, показывая нам свои владения. До декабря 2010 года женщина работала в нескольких пермских приютах, а затем основала собственный. «Я решила, сделать всё так, как я это вижу», — поясняет она.

Раньше территория приюта принадлежада вневедомственной охране: здесь содержались овчарки, которые охраняли расположенные напротив «Мотовилихинские заводы». Когда площадка перешла в руки «Островка», все постройки и коммуникации находились в катастрофическом состоянии. Один из организаторов приюта Лариса Лосева рассказывала о его жизни в интернете, регулярно выкладывая фотографии в сеть. Территория центра преображалась на глазах, появились первые волонтеры.

«Мы заехали сюда в декабре 2010 года, и здесь не было ничего», — вспоминает Надежда, листая альбом с фотографиями. Начинался «Островок» как приют всего для 10 собак. По словам директора, животные были брошены здесь на произвол судьбы пермской зоозащитницей Анной Николаевой. Так изначально и определился «формат» приюта, который впоследствии стал полноценным центром реабилитации собак. Сегодня здесь комфортно себя чувствуют уже 150 питомцев, многие из которых выжили только благодаря своевременной помощи волонтеров.

В отличие от «Доброго Сердца», где все взрослые собаки помещены в вольеры, на момент нашего визита в «Островок» добрая половина питомцев спокойно бегала по территории приюта. «Не бойтесь, они не укусят», — успокаивает Надежда, чувствуя мои сомнения. И, действительно, — собаки дружелюбно обнюхивают нас, начинают тереться, просят ласки.

Тем временем, в приюте появляются новые гости — молодая пара с ребенком. Накануне они узнали, что здесь пристроена их собака, которую они считали мертвой. «Это не по нашей вине произошло. Она у нас убежала в марте», — пытается оправдаться мужчина в плаще. Надежда рассказывает мне, что собаку по кличке Лайма нашли беременной на Гайве: она лежала на обочине полуживая, и ей требовалась срочная операция. Тогда хозяева Лаймы почему-то не проявили интереса к ее судьбе.

Теперь Лайма, которую, которую прежние хозяева звали "Рейси", — ухоженная и здоровая собака. Но еще несколько месяцев назад она могла просто не выжить. «Почему вы ее не искали?», — интересуется у хозяев директор приюта. «Мы искали! — настаивает женщина. — Просто объявлений не давали... Мы думали, что она родила где-нибудь и ждали ее с щенками. А потом думали, что нашей Рейси уже в живых даже нет… Можно мы ее заберем?»

Сразу забрать собаку горе-хозяевам не дали. Для этого потребуется оформить договор, а также прочипировать животное. «Меня такие хозяева удивляют, — делится своими впечатлениями Надежда. — Мы ее нашли на последнем сроке беременности. В приюте она уже месяцев пять. Почему вообще собака оказалась брошенной на улице? И таких примеров безответственного отношения множество».

Всех собак в «Островке Надежды» прививают и стерилизуют, а в случае, если поиски новых хозяев заканчиваются успешно — чипируют. «Опять в клинике неправильно манишку повязали!» — жалуется Надежда, заходя в вольер к простерилизованной накануне суке. Вокруг нас, тем временем, вьются другие питомцы приюта.

У многих из них не хватает одной лапы: кого-то переехала машина, в другого пса из пистолета выстрелил хозяин. Часть собак привезены в «Островок Надежды» из муниципального приюта. «Там бы они погибли», — поясняет хозяйка. Есть среди здешних обитаталей и жертвы так называемых "догхантеров".

По словам Надежды Звягиной, в Перми «охотой» на собак занимаются несколько человек. «Какая-то женщина ездит на машине в 5–6 утра, разбрасывает отравленную еду. Уже сколько хозяйских собак отравилось из-за нее. Мы пытаемся всем зоозащитным сообществам найти этих людей, но лично у меня не хватает на это времени».

Пока одни собаки резвятся на свободе, другие принимают ванну, а третьи ждут своей очереди в вольерах. Директор центра объясняет нам, что выпустить всех животных одновременно просто невозможно. Собаки — они как люди. Конфликты, личная неприязнь, разные характеры... Есть и те, кто не может выйти из вольера по объективным причинам. К примеру, собаку по кличке Гретта выводят гулять только в специальной коляске. Когда-то Гретту расстреляли из пневматического ружья: пуля застряла в позвоночнике, повредив нервные окончания.

Сказать, что дел в приюте, где работают около 15 постоянных волонтеров, хватает, значит не сказать ничего. Надежда проводит здесь почти все свое время, включая выходные. «Если хотя бы один день не приедешь и не проконтролируешь — всё уже не так», — объясняет хозяйка.

Прощаясь с Надеждой и ее питомцами, еще раз треплю за холку Киру: в течение всего времени нашего пребывания в центре эта собака проявляла ко мне особый интерес. Животных, которые могут стать вашими друзьями, в «Островке Надежды» больше 100. Начать знакомство с ними можно, не выходя из дома.

"