Posted 23 августа 2013,, 03:00

Published 23 августа 2013,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:52

Updated 2 марта 2023,, 17:52

Юрий, таксист: Вряд ли все стоянки в центре контролируются бандитами

23 августа 2013, 03:00
Развенчиваем миф о «типичном таксисте» – жадном, небритом хаме, виртуозно владеющем «административно-матерщинным» языком. О том, насколько собирательный образ близок к реальности, нам рассказал таксист Юрий.

— Юрий, расскажи, как обычно проходит твой рабочий день?

— Я живу за городом, с утра подъезжаю к остановке, предварительно закинув через терминал 250 рублей за смену «конторе». Встаю в очередь из автомобилей, направляющихся в город: все ждут попутчиков. Цена вопроса — «пассажироместо» чуть выше стоимости автобусного билета. Желающих уехать с комфортом хватает. Едем в город, по пути заправляем бензин на 500 рублей (обычно хватает на смену, если не ездить куда-то далеко). Высаживаю попутчиков по договоренности и открываю таксишный софт с мобильника. Если есть свободные заказы (а с утра их, как правило, хватает), беру ближайший «удобный» заказ и вперед.

— Что значит «удобный»?

— Критерии «удобства» — постоянный клиент, знакомый адрес, простой и короткий «доезд». Нет свободных заказов — встаем на автораздачу, заказ приходит ближайшему к адресу водителю. Но, особенно если много машин на районе, лучше сразу ехать в центр.

— Почему?

— После утреннего бума в ожидании заказа лучше находиться вблизи торговых и деловых центров. Вечером — около увеселительных заведений и, опять же, вблизи жилых массивов. Но я стараюсь вечером подъехать на автовокзал к последнему автобусу, взять снова попутчиков и домой отдыхать.

— Как долго длится твой рабочий день?

— По времени где-то часов 12 на смену выходит. В пятницу и выходные можно начать попозже и до ночи работать. Так обычно проходит день, сквозь пробки из района в район. Но бывает, что и полдня с одним клиентом катаешься, бывает, что в область или вообще в соседние регионы уезжаешь. Но такое происходит нечасто.

— Сколько зарабатываешь за смену?

— Арифметика проста. Затраты: 250 рублей (за получение заказов от оператора) + 500 рублей (бензин) + 200 (пообедать/сигареты). Доход, в среднем, складывается так: 5 заказов по 100 рублей, 5 по 150, пару по 300. Чтобы заработать тысячу, надо «грязью» выручки накатать больше 2 тыс. рублей. Иногда удается и больше. Но это грубая бухгалтерия, без учета налогов, амортизации транспортного средства и прочих расходов. Так что все мифические доходы таксистов остались в СССР.

— Так у всех?

— Возможно у тех, кто работает с ключевых остановок, на «двоечке» (вокзал Пермь 2 — Properm.ru) и в Савино, доходы выше, но ценник они ломят «конский», и у них, наверное, меньше клиентов. Могу предположить, что дорого у них еще и потому, что обратный путь в тариф заложен.

— То есть работать с «конским» ценником выгоднее, чем по городу колесить?

— Вообще, да. Меньше бензина, меньше износа авто, меньше устаешь. Грубо говоря, десять заказов по 100, или два по 500. В этом есть определенный смысл. Но тогда не было бы предложений «такси недорого» при выходе с ж/д вокзала в таких количествах.

— Правда, что таксистам, которые стоят на открытых стоянках в центре, приходится делиться с криминальными структурами?

— Не знаю, но слухи, наверное, не на пустом месте возникают. Я работаю только по заказам от компании, иногда договариваемся с клиентами напрямую. Из личного опыта, могу только сказать, что один раз мне удалось подобрать «обрат» из аэропорта, ночью. Когда я попытался повторить это днем, подошел товарищ сомнительной репутации и непечатными буквами предъявил: «…тут другие люди работают…» В общем, как в кино: «Канай отюда, пасть порву». Понятно, что дело там не чисто, но утверждать ничего не берусь.

— А если предположить?

— Как-то один подвыпивший клиент, из тех, что «в штатском», мне поведал, что, якобы, там они отстегивают нереальные суммы, и в этом деле замешан кто-то из руководства аэропорта, и что «крышует» их чуть ли не ФСО. Не знаю, насколько правда. Что касается центра — вряд ли все контролируется бандитами. Например, на Куйбышева, между двух «Колизеев» работает какая-то спецбригада. Если подъедешь по заказу к ресторану «Нева», например, вряд ли кто-то что-то «предъявит». Но встать на «чужую территорию», занимать место, где «другие люди работают» тоже не стоит.

— Тот факт, что сейчас каждый таксист может поставить софт для приема заказов на сотовый говорит о том, что рынок заполняют вчерашние бомбилы, которые для удобства зарабатывания ставят софт? Это хорошо или плохо?

— Софт ведь не качается через торрент, его устанавливают в компании, в которую приходишь устраиваться. Там осмотрят машину, проведут собеседование, пусть формально, проверят документы.

Степень фильтра в разных компаниях разная. В нашей больше дорожат репутацией фирмы, где-то меньше. Таксопарков сейчас нет. По большому счету, фирмы зарабатывают на водителях, водители — на клиентах. Бомбилы, менеджеры, не вытягивающие автокредит, студенты, пенсионеры, — да все кто угодно заполняют рынок. Но так ли это важно, кто вас везет? Главное, чтоб вез аккуратно, в чистом автомобиле, за «прозрачную» цену.

А если вопрос опять сводится к эпическому «шашечки или ехать»… Давайте выгоним законодательством «подработчиков» и посмотрим, что получится. И людям кислород перекроем, и в часы пик не будет хватать автомобилей катастрофически, клиенты вообще не смогут уехать. И, соответственно, активизируются те же бомбилы, которые за «бордюрами» будут подрываться из левого ряда и через двойную сплошную.

— Почему по утрам такси едут полчаса-час, а в пятницу вечером уехать без проблем?

— Будем рассуждать логически. Во-первых, график работы у таксиста свободный, поэтому, пожалуй, для очень многих водителей это дополнительный заработок. В свободное от основной занятости время, то есть вечером после работы и в выходные. Именно в это время и увеличивается количество автомобилей на линии. Во-вторых, по утрам основной пассажиропоток едет со спальных районов в центр. Из центра гораздо меньше клиентов едут на периферию, и я думаю, понятно, что таксисту нет никакого экономического интереса «вывозить» «Садовый», например с Компроса. Проще ждать заказ с ближайших адресов. Вечером ситуация повторяется с точностью до наоборот.

И, опять же, не надо забывать про пробки. Насколько я знаю, многие водители служб с фиксированными тарифами во время пробок стараются не работать.

— О чем еще надо знать, чтобы поездка в такси не стала сюрпризом? В сети сейчас очень часто обсуждают конфликты между клиентами и пассажирами.

— В сознании некоторых «типичный таксист» — никогда нет сдачи, прокуренный старый драндулет, про ПДД где-то слышал, и каноническое «дорогу покажешь?» И все это, конечно, полная чушь.

Такси это лотерея, а таксист — такой же человек, как и все, поэтому сложно выделить общие черты. Пассажиры тоже разные бывают. В большинстве случаев все зависит от клиентов и от настроения. Подвыпил человек, или просто хочется ему пообщаться, если он располагает к себе, то можно пуститься и в разговор «за жизнь». Бывают «чОткие пацаны/девчонки с районов», с которыми хочется скорее распрощаться, чтобы не выслушивать их пьяный треп и «кривые понты». «Поэт в России больше чем поэт», таксист в России — больше чем таксист. Но сеанс психолога стоит гораздо дороже, чем средняя поездка в такси.

— Но в конфликте всегда две стороны…

— Бесспорно. И водители разные бывают. Курят в салоне, матом ругаются, летают как «шумахер», болтают. Молчит клиент, «роется» в мобильнике, и не стоит донимать его разговорами. Просит убавить музыку или сменить радиостанцию… Ну что, это сложно, что ли? Сдача? Должна быть! Если нет, надо предупредить заранее. Что касается крупных купюр, всегда можно по пути заехать разменять. И, кстати, заезд для размена — бесплатно.

В общем, должно быть взаимное уважение. Все просто: если водитель и пассажир, что называется, «на одной волне», то поездка становится обоюдно приятной.

— Как отразилось на твоей работе лицензирование в сфере легкового такси?

— Да никак. Это, по-моему, как раз тот случай, когда «хотели как лучше…» Тех, кто повелся, просто заставили платить налоги и отчисления в пенсионный фонд. Лично я никакой пользы не ощутил. «Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Пермском крае» обошлось в 2700 рублей, в то время как в Питере, например, их выдавали бесплатно. А еще, открытие ИП, повышенная страховка, техосмотр, медосмотр. Аналитики прогнозировали повышение тарифов, власти обещали какие-то сомнительные профиты. На деле ничего не изменилось. «Бомбилы» продолжают «нелегалить», и с остановок, и от борта брать, без всяких «лицензий», шашек и прочих атрибутов.

За полтора года с тех пор как ввели лицензии, меня остановили для проверки документации один раз. Было бы выгоднее соблюсти внешнюю атрибутику, и без всяких бумажек раз в год платить штраф.
Маленький плюсик у «лицензии» все же есть — можно ездить по полосам для общественного транспорта.

— Чем закончилась история с перекрашиванием автомобилей? Это очередной пример «кошмаринга» бизнеса?

— Понятно, что идея была изначально бредовая. Все кончилось на том, что допускаются черные, белые, автомобили с желтыми дверями, или полностью желтые авто. Двери можно просто в желтую пленку затянуть. Когда я получал лицензию, тогда еще не обращали внимания на цвет.

— Недавний случай с застреленным таксистом подталкивает к вопросу — средства защиты от агрессивных клиентов в автомобиле держишь? Приходилось их применять?

— Я работаю в солидной компании, и у нас вполне «приличные» клиенты. Конечно, попадаются, «неадекваты». Лучшее средство защиты — хорошо подвешенный язык. Таксист отчасти должен быть психологом. Если же конфликта не избежать, есть «тревожная кнопка» (по сигналу слетаются по близости свободные коллеги из компании, диспетчер видит авто на интерактивной карте), на самый крайний случай есть пара «девайсов». Применять не приходилось и, надеюсь, никогда не придется.

"