Posted 10 октября 2013,, 03:00

Published 10 октября 2013,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:36

Updated 2 марта 2023,, 17:36

«Непростые» дети из школы-интерната. Андрей! Скажи громко «А»!

«Непростые» дети из школы-интерната. Андрей! Скажи громко «А»!

10 октября 2013, 03:00
Татьяна Кукла
Фото: Кирилл Козлов
За несколько часов мы узнали, как живут в нашем мире дети, для которых школа начинается с умения двигать языком, чтобы соединять звуки в слова.
Сюжет
Школы

Юрий Цыбин работает директором единственной в Пермском крае школы-интерната с 2007 года. Его ученики — дети с нарушением слуха первого и второго вида. Многие из них могут слышать, другие только различают разные звуки. Больше половины из воспитанников интерната с нарушениями интеллектуального развития.

Юрий Цыбин принимает нас в просторном кабинете. Мебель скромная: письменный стол и стулья.

— У нас учится и проживает около 380 детей. Это вместе с дошкольным отделением и вторым корпусом школы на Бушмакина, 20, — говорит директор. Перед «экскурсией» по коридорам и классам школы-интерната расспрашиваем Цыбина об условиях получения образования.

— Мы хотим быть общеобразовательной школой, в том числе и для детей с нарушениями слуха и речи, — Юрий Ильич задумчиво вертит в руках синюю шариковую ручку. — Технически это не сложно. Мы — та же самая общеобразовательная организация, даем те же программы обучения. Но для детей с нарушениями слуха они скорректированы. У нас даже есть помещения для обучения совершенно здоровых детей, ближайшая школа на Южном не близко. Но ассимилировать общество инвалидов и обычных людей трудно, родителям это не объяснишь. Они не готовы принять мысль, что их здоровый ребенок будет учиться рядом с инвалидом.

— Мы прошли долгий этап объединения со школой на Бушмакина, 20, — вспоминает директор (Ранее в здании на Кислотных дачах занимались только слабослышащие, а на Южном — глухие дети — Properm.ru). — Было так: куда тебя отправили, там и учишься. Сейчас родители могут выбрать, куда направить ребенка. Это очень удобно иногородним. Примерно 60% обучающихся у нас детей — не из Перми.

Чтобы не путать нас, Цыбин называет здоровых детей «простыми». Входит заместитель директора Зоя Дровосекова. После знакомства со специалистом по учебно-воспитательной работе оставляем Цыбина в кабинете и идем смотреть на условия проживания и обучения «непростых» детей. В первом же классе натыкаемся на пустой кабинет.

— Сейчас занятий нет, дети на обеде. Через пятнадцать минут начнутся уроки, — успокаивает нас Дровосекова.

— В основном это лыжи, — указывает замдиректора на кубки и медали, расставленные в шкафу коридора. — Сейчас ребята активно участвуют в соревнованиях по спортивному ориентированию.

Идем мимо мастерских, где дети практикуют труд и параллельно учатся говорить. «Здесь, на Казахской, учатся 153 ребенка, из них 137 — не слышащих, 6 детей — это слышащие дети с глубокой умственной отсталостью, и 14 детей, обучающихся на дому» — рассказывает наша собеседница.

— Тихонько, они не любят шума, это аутики, — Зоя Александровна с осторожностью приоткрывает дверь кабинета. — Проходите.

Заходим внутрь. Три молодых человека 18–19 лет усердно соединяют карточки с жирными черными буквами в слова.

— Они слышат, но не говорят, — говорит учитель чтения Татьяна (на фото слева).

— У образовательной программы нет обязательных к исполнению знаний, умений и навыков. Что возьмут-то возьмут. Главное — их социализировать в жизни, чтобы они смогли себя обслуживать, — добавляет замдиректора.

У следующего кабинета шумная толпа второклассников. «Здравствуйте», — старательно выговаривают дети, обращаясь к нам. «Хватит бегать» — слегка одергивает учеников замдиректора. Дети рассаживаются по учебным местам.

— Столы оснащены специальными аппаратами — слуховой аппаратурой коллективного пользования, состоящий из наушников и регуляторами усиления звука, — показывает заместитель директора на устройства, состоящие из больших наушников и черной коробки.

К уху одного из второклассников прикреплен специальный аппарат, называемый кохлеарным имплантом. Это — медицинский протез, позволяющий компенсировать потерю слуха.

— Имплантом Ефим слышит лучше, чем мы с вами. Но ему нужно научиться различать звуки, — Зоя Александровна подводит мальчика поближе. — Ефим слышит неречевые звуки, разное шуршание, но еще не умеет соединять звуки в слова. Поэтому он учится не в массовой школе.

В соседнем кабинете началось занятие. Учитель применяет хитрость: закрывает рот специальной ширмой, чтобы дети не считывали слова с движения губ. Говорит в микрофон, слова дети «ловят» через надетые наушники.

— Лера, спроси у Ромы, какое сейчас время года, — протяжно просит учитель.

Дети начинают медленно повторять слова, пользуясь дактильной азбукой, то есть, жестами.

Ученицы 5 класса общаются отлично от второклассников: почти 100% слов понятны.

— Когда Алина приехала в первый класс, мы ее называли «девочкой-Маугли». Никаких звуков она не произносила. Теперь и читает, и пишет, и говорит, — не скрывая гордости, отмечает Зоя Александровна.

— В прошлом году к нам приехала 16-летняя девочка из Кочевсвого района. Девочка хорошая, но с ней никто не занимался. Родители ее жалели, — рассказывает замдиректора. — Многие родители не видят будущего детей, думают, что вот они в интернате проживут, проучатся и обратно вернутся в деревню на печку.

— А вы видите?

— Конечно! — замдиректора замедляет шаг перед кабинетом информатики.

Глухие одиннадцатиклассники изучают основы работы с программой Power Point. Улыбаются, замечая нашего фотографа.

— Им нельзя работать на высоте, на стройках, водить крупный транспорт, — говорит Зоя Александровна, — Но они могут поступить в несколько пермских лицеев и овладеть другими профессиями.

Пройдя по теплому коридору, соединяющему школу и интернат, заглядываем в спальные комнаты учеников начальной школы. Пока дети на занятиях, чистоту и покой в их комнатах охраняют мягкие игрушки.

Рядом со спальнями комнаты отдыха с мягкими диванами. На стенах карты России, самодельные аппликации и постеры с героями мультфильмов. В одном из шкафов махровые полотенца. Над каждой вешалкой аккуратная подпись владельца: «Карина», «Настя.Ф», «Данил». Утро дети начинают здесь, умываются и спускаются на завтрак в столовую, расположенную на первом этаже. Питание полноценно для всех, даже для тех, кого забирают на ночь. Поэтому каждый родитель может выбрать — в какое время забрать ребенка из школы.

— Между собой слабослышащие дружат, — прерывает замдиректора тишину детских комнат. — Даже семьи создают!

— Вас приглашают на свадьбы?

— Да. Недавно у нас Нина Васильевна ездила на свадьбу к своей ученице. Глухая девочка в Чернушке вышла замуж за «простого» человека.

Из кабинета музыкальных занятий доносится протяжное «А». Открываем дверь.

— Я не слышу вас! — громко говорит учитель детям. — Сказали «А»! Еще раз. Андрей! Скажи громко «А»!

На этом экскурсия в интернат закончена. Завтра, в 12.00 читайте вторую часть фоторепортажа — из дошкольного отделения, где обучаются дети с 2,5 до семи лет.

"